Уполномоченный по правам ребенка: законы, функции и обязанности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уполномоченный по правам ребенка: законы, функции и обязанности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Детский омбудсмен в России обладает особыми полномочиями, чтобы предотвращать и расследовать нарушения прав детей. Он имеет право посещать места лишения свободы, медицинские учреждения, образовательные учреждения и другие места, где находятся несовершеннолетние. Кроме того, омбудсмену предоставлена возможность проводить расследование по жалобам и сообщениям о нарушении прав детей.

Содействие восстановлению нарушенных прав детей

Уполномоченный по правам ребенка в России имеет особые полномочия и выполняет важную роль в защите прав детей. Его задача заключается в услуге детям, которые оказались в трудных жизненных ситуациях, и восстановлении нарушенных прав детей.

Во всех российских регионах есть отдельный официальный уполномоченный по правам ребенка, который действует в интересах всех детей, независимо от их социального статуса. Он следует законодательству и принимает все необходимые меры для защиты прав детей.

Если ребенка нарушены его права, он и его родители или законные представители имеют возможность обратиться в приемное учреждение, где принимаются жалобы на нарушения прав детей. В приемном учреждении представители уполномоченного проводят правовую оценку ситуации, а также могут оказать помощь в написании заявления в прокуратуру.

Уполномоченный по правам ребенка может также действовать в отношении институтов гражданской общественности, например, рассказывая гражданам о своей работе и структуре института. Он обладает информацией об институтах, которые могут помочь восстановить нарушенные права ребенка.

Другие уполномоченные по правам ребенка в РФ

Каждый регион станы вводит на своей территории аналогичную должность, с таким же перечнем задач и полномочий, действующих в определенном субъекте. Порядок функционирования региональных Уполномоченных по правам ребенка может быть различным в зависимости от законодательства субъекта.

Важно! В настоящее время нормативными актами РФ закреплена возможность объединять должности регионального Уполномоченного по правам человека и по правам ребенка.

Региональный омбудсмен назначается руководителем субъекта РФ и финансируется из соответствующего бюджета. Однако он находится в прямом подчинении Уполномоченного по правам ребенка при Президенте и является его представителем на своей территории.

Все жалобы, адресованные федеральному омбудсмену, направленные ему письмом или на сайт, автоматически перенаправляются в соответствующий регион для решения вопроса на месте. Для чего специалисты запрашивают информацию во все заинтересованные ведомства и формируют ответ.

Важно! Жалоба обязательно должна содержать данные заявителя и обратный адрес. Анонимные письма остаются без рассмотрения.

Основные и особые права ребёнка в РФ

У каждого ребёнка, который рождён в РФ, есть свои права. Они закреплены на законодательном уровне, защищаются государством. В обязанности омбудсмена входит контроль над соблюдением и защитой прав детей.

У любого ребёнка есть те же права, что и у взрослого человека. Например, права на жизнь и право на жилище. Но, в силу возраста правообладателя, не все они могут быть реализованы в полную силу. Поэтому в отдельную законодательную линию выделены те, которые присущи только несовершеннолетним.

Основными законодательными актами при определении интересов детей выступают Конституция РФ и Декларация по правам ребёнка, принятая на международном уровне. В этих документах закреплены следующие нормы:

  • Право иметь семью. У каждого российского дитя должна быть своя семья. Он должен в ней воспитываться до тех пор, пока она не стане ему «мала», то есть, в ней не будут ущемляться его права и не будет противоречия его интересам. Законодательно утверждён возраст, когда это может произойти – 18 лет. Предусмотрена эмансипация – «досрочное» совершеннолетие.
  • Право на общение. Вне зависимости от того, состоят родители ребёнка в законном браке или нет, он имеет право на полноценное общение с ними обоими, а также с бабушками и дедушками с обеих сторон. Ни один родитель не имеет права выдвигать запрет относительно общения потомка со вторым родителем. Вынести законодательно обоснованный запрет может только орган правосудия при наличии определённых обстоятельств. Например, общение с отцом наносит психологическую травму из-за аморального поведения.
  • Право на защиту. В объект попадают здоровье несовершеннолетнего, его жизнь. Также возможна защита от пагубного влияния родственников, знакомых, окружающей его среды, образа жизни родителей.
  • Право на наличие своего мнения и его выражение. Когда родители или уполномоченные органы решают судьбу несовершеннолетнего, они должны учитывать его мнение. После того, как малышу исполнится 10 лет, он может влиять на решения этих органов относительно его дальнейшей жизни. Например, родители разводятся и не могут договориться между собой о том, с кем из них будет жить их дитя. Если ребёнку исполнилось 10 лет, суд спросит его мнения и учтёт его.
  • Право иметь фамилию, имя и отчество. Если родители его неизвестны, то дать ФИО ребёнку могут органы опеки, медработники, сотрудники учреждения.

Особенности деятельности уполномоченного по правам ребёнка

Когда происходит официальное назначение на должность, Уполномоченный получает соответствующее удостоверение, помогающее ему исполнять полномочий в полной мере. При предъявлении документа, его должны беспрепятственно пускать во все учреждения, здания, организации, общественные объединения, которые есть в России. Он может получить любую информацию, обосновав требование тем, что она необходима для защиты детских прав.

Удостоверение действительно в течение всего срока полномочий, если они не будут прекращены досрочно. Срок работы Уполномоченного прописывается в Указе Президента.

Деятельность УППР регулируется и обеспечивается Общественной палатой. Но у него есть право самостоятельного определения следующих категорий помощников для комфортной и плодотворной работы. Это:

  • представители в регионах на постоянной или временной основе;
  • эксперты, консультанты в различных областях;
  • состав рабочих групп.

«Когда все вокруг довольны омбудсменом, это плохо»

По словам Бунимовича, самое трудное было не прописать какие-то нормы в законе, а убедить власть и людей в том, что это вообще нужно, когда есть прокуратура, суды, следственные органы и общественные организации. «Какая-то логика в этом есть, потому что правозащита и правоохрана по идее должны быть синонимами, — говорит эксперт. — Проблема в том, что в нашей стране они антонимы. И официальные структуры привыкли защищать государство от человека, а не наоборот. Я не могу сказать, что за прошедшие десять лет институт уполномоченного по правам ребенка заслужил огромный авторитет, но, по крайней мере, сама по себе эта идея уложилась в головах людей. И даже то, что многие, в том числе журналисты, в каких-то резонансных ситуациях часто возмущаются: “Где был уполномоченный по правам ребенка?”— уже важно. Это означает, что институт омбудсмена востребован, нужен».

О трудностях во время пандемии

— Сложно было после вступления в должность почти сразу столкнуться с пандемией?

— Я в январе вступила, а началось в марте. Сложность в том, что я не могла по тяжёлым случаям выехать в семью или в учреждения. Когда у нас началась история с дистантом, я понимала, что организацию процесса необходимо держать на контроле. Всё прошло в итоге удачно, но путь к этому у каждого образовательного учреждения был свой. Были и такие дни, когда система МЭШ (Московская электронная школа. — RT) не выдерживала и зависала. Мы, конечно, благодарны производителям коммерческих образовательных платформ, которые предоставили доступ бесплатно на период пандемии. Но с платформами была неразбериха, всплывал нежелательный контент. И учителя, и дети немного терялись. И мы сформировали предложения к московской системе образования, касающиеся организации дистанционного обучения, которые включали в себя также разработку единой платформы на российском ПО. Я как вижу? Когда ребёнок ходит в школу физически, то прикладывает на входе карточку и понимает: в этой школе направо пойдёшь — кабинет физики, налево — кабинет химии, там спортзал, там столовка, там директор сидит. По этому же принципу должен быть организован и дистант: один пароль и понятный дизайн.

— Как вы относитесь к обсуждениям того, что грядёт разделение: дистанционное обучение — для бедных, а элитные школы дистанционно учиться никогда не будут?

— Никогда так не будет. В нашей стране обучение всегда будет оффлайн — даже президент уже об этом говорил.

Дистанционное обучение, конечно, имеет право на существование. Некоторым оно необходимо. У меня сын — профессиональный спортсмен. Вот если бы в его школьные годы было дистанционное образование, он бы смог нормально учиться, а не урывками. Есть дети, которые очень рано профессионально определились. Это юные спортсмены, музыканты. Им достаточно общеобразовательного курса на дистанте, который никак не повлияет ни на спортивный график, ни на гастрольный.

Стало также ясно, что дистант совершенно не подходит детям с ограниченными возможностями здоровья. Например, с расстройствами аутичного спектра, которые работают только глаза в глаза с дефектологами, логопедами, психологами. Эти дети оказались наедине с родителями. Их в школе не только социализируют, но и вводят в систему работы. Сейчас мы думаем о том, как решить эту проблему.

— Остальное всё работает?

— Остальное работает. Многие родители просто не понимали, как правильно жить по режиму. Обычно как? Подъём, ребёнка покормили — и в школу. Вот он и режим. На удалёнке это не работает. Подъём нужен независимо от того, что урок начинается в девять. Необходимо вставать в семь тридцать, зарядка, завтрак, уроки… С одной стороны, пандемия — это плохо, с другой — она выявила роль школы и учителя в каждодневной жизни семьи. Заставила родителей больше уважать учителей, их труд. Вынужденный карантин не только высветил проблемы, но и очеловечил нас. Мы поняли, что у нас есть тыл — наша семья, о чём мы в суете стали забывать.

— В связи с нынешней волной COVID-19 не все родители успели сделать обязательные прививки детям и теперь боятся санкций. Что посоветуете?

— В законе нет никаких санкций. С другой стороны, есть социальная ответственность всех людей в условиях пандемии. Исходя из этих постулатов и нужно действовать.

— Сегодня обсуждают регламентацию родительских чатов (только в определённых мессенджерах и только с участием школьных психологов). Насколько это актуальная мера и будет ли она способствовать оздоровлению общения в школах?

— Родительские чаты — это дело родителей. Модерировать их должны сами родители, возможно, родительский комитет. Что касается участия в них представителей образовательной организации — это вопрос корпоративной политики и этики организации. Регламенты, на мой взгляд, простые и понятные: взаимодействие участников должно происходить в рамках закона.

Образец заявления уполномоченному по правам детей в РФ

Жалоба оформляется в соответствии с принятыми нормами деловой переписки. Поэтому она должна содержать:

  • данные УППР, которому она направляется;
  • сведения о заявителе – полностью ФИО, данные из паспорта, контактные данные. Нужно указывать только актуальную информацию, потому что может возникнуть необходимость в тесном взаимодействии с заявителем. Поэтому телефон должен быть работающий, адрес фактическим. Если место жительства и место регистрации не совпадают, нужно указать 2 адреса;
  • «тело». Здесь подробно описываются обстоятельства, которые привели к обращению к детскому омбудсмену;
  • дату написания и подпись заявителя.

В «теле» обращения нужно подробно расписать:

  • права отпрыска, которые были нарушены;
  • кем они были нарушены;
  • предпринимались ли какие-то действия или только бездействие;
  • со стороны каких уполномоченных органов;
  • какие меры были предприняты заявителем для защиты прав своего дитя;
  • правильно сформулированные результаты, которых заявитель желает достичь путём данного обращения.

— А куда ребёнок мог бы пойти в трудной ситуации в семье? В какие-то приюты?

— У нас есть такие приюты. В Алтуфьеве, например. Большой и очень хороший приют.

Также по теме

Жившую с рождения в московской клинике девочку забрали из медцентра

Девочку, которая с рождения жила в перинатальном центре в Москве, забрали из медучреждения. Об этом сообщила детский омбудсмен столицы…

— И как дети туда попадают?

— Каждого ребёнка окружают важные взрослые. И это не только его родители. Большую часть своего времени ребёнок проводит в образовательном учреждении

И, как правило, о сложной жизненной ситуации, в которую попал ребёнок, мы узнаём через важного взрослого из сферы образования. Это может быть не только классный руководитель, но и школьный психолог, социальный педагог или педагог допобразования

— Работа классного руководителя включает в себя какой-то контроль за семейной ситуацией?

— Она включает в себя многое, но единого регламента взаимодействия всех классных руководителей с органами опеки и попечительства, КДН (Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. — RT), другими социальными институтами не существует. Обычно учителя просто берут на себя ответственность и занимаются ребёнком так, как им подсказывает их опыт.

— А может, и хорошо, что регламента нет, что всё решается по-человечески?

— Одно дело, когда это твоя обязанность, а другое дело — твоё желание. Один пример приведу. Первое сентября, дети приходят в первый раз в дошкольное учреждение. Детям по четыре года — мальчик и девочка. Это первый их день в детском саду. Сад работает до семи. В восемь вечера мне звонит ответственная за детей и говорит: «Ольга Владимировна, двоих детей не забрали. Мама не берёт трубку. Что делать?» Регламент есть: вызвать полицию, отдать ей детей и отвезти в приют! Четырёхлетних детей. В первый день, как они пошли в сад. Мы забрали малышей домой и стали искать маму. Она нашлась в полчетвёртого утра. Не пьяная, но видно, что пьющая. А дети, кстати, даже не заволновались, когда их привезли в чужой дом, — просто поели и спать легли. Значит, часто бывают в такой ситуации. Нужен регламент, который бы позволил школе сообщать социальной системе города о том, что ребёнок в беде.

— А почему не было регламентов до этого? Руки не доходили?

— У нас много социальных институтов, которые работают с детьми. Но они занимаются каждый своим делом. Должна быть точка сборки. Вот может ребёнок пройти мимо медучреждения? Думаете, нет? А очень часто такое бывает. Например, у вас есть семейный доктор, поэтому вы не ставите ребёнка ни на какой учёт в поликлинике. Всё, он прошёл мимо государственных медиков. А мимо образования не проходит ни один ребёнок. Даже если вы находитесь на семейном образовании, вы обязаны прийти в школу и написать заявление. Поэтому роль образования невероятно важна. В законе написано, что вы обязаны ребёнка отдать в школу. Там не написано, что вы обязаны его прививать, прикреплять обязательно к государственной поликлинике, — это право. А образование — это обязанность. Поэтому такая система сейчас создаётся на базе Московской электронной школы. Появилось специальное приложение «Классный помощник». Оно проходит апробацию в пилотных школах.

Как осуществляется защита интересов детей

Разберем, как меры и действия, предпринимаемые Уполномоченным, реализуются на практике. Для защиты интересов детей специалист имеет право:

  1. подавать обращения в любые государственные, муниципальные структуры, получать бесплатно любую необходимую информацию;
  2. беспрепятственно посещать медицинские, общественные, образовательные, дошкольные, государственные и иные учреждения, которые уполномочены на оказание услуг детям и семьям;
  3. требовать доступа в исправительные учреждения и СИЗО, в которые находятся несовершеннолетние, беременные женщины, а также мамы, чьи дети временно переданы под надзор государства;
  4. привлекать к работе и проверкам экспертов и специалистов в иных сферах деятельности, если требуются специальные познания.

Аналогичный объем полномочий и мер реагирования принадлежит региональным Уполномоченным, если в субъекте РФ принят соответствующий закон.

Подать обращение в адрес УППР может и сам несовершеннолетний ребенок, даже если не обладает полноценной дееспособностью. При рассмотрении таких заявлений и жалоб Уполномоченный может ходатайствовать о временном изъятии детей от биологических родителей, если это создает опасность пребывания, угрозу жизни и здоровья. По этому направлению осуществляется взаимодействие с комиссиями по делам несовершеннолетних, отделами опеки, полицией и участковыми.

По требованию Уполномоченных могут предприниматься следующие меры воздействия:

  • возбуждаться административные дела по КоАП РФ – в отношении родителей или иных лиц, государственных ведомств и чиновников;
  • возбуждаться уголовные дела по УК РФ – за причинение вреда здоровью и жизни детей, покушении на половую свободу и неприкосновенность, противоправные действия с их имуществом;
  • передаваться в суд дела о лишении родительских прав, если мать и отец уклоняются от исполнения обязанностей, либо осуществляют их во вред ребенку;
  • инициироваться исполнительный розыск ребенка, если такое требование указано в решении суда.

На международном уровне Уполномоченный может представлять интересы детей и их родителей по вопросам, связанным с усыновлением, возвратом на территорию РФ, по имущественным и алиментным делам. Если детям причинен вред здоровью в период пребывания за границей, УППР вправе требовать информацию от сотрудников МИД РФ, проводить собственные проверки.

Чем занимается детский омбудсмен в городах и регионах России

Уполномоченный по правам несовершеннолетних в субъекте имеет полное представление о положении дел в этой области. Он наделен правами лично принимать участие в решении проблем и ущемленных интересов отдельно взятого несовершеннолетнего.

Уполномоченное лицо в регионах имеет общественный авторитет. На эту должность кандидатов тщательно отбирают. Требования предъявляются как к профессиональным, так и личностным качествам соискателя должности.

Отличие работы регионального уполномоченного от комиссии по делам несовершеннолетних:

  • специализируются на изучении вопросов беспризорности и разработке методов ее профилактики;
  • занимаются теми подростками, которые считаются “проблемными”;
  • в их состав входят представители исполнительной власти.

Уполномоченный работает с несовершеннолетними не только от случая к случаю, но на постоянной основе, лично изучая дела и пытаясь разобраться в ситуациях.

Как и в какие сроки выносится решение по жалобам

Омбудсмен располагает правом принять акт о начале производства или отказать в этом. По закону, относительно принятия жалоб уполномоченный по правам детей наделен следующими возможностями:

  • Может рассмотреть обращение, если заявитель ранее обращался в уполномоченные и компетентные по вопросам детей структуры, но результатом проведенной работы остался недоволен. Срок обращения в данной ситуации — не позднее года с момента нарушения прав несовершеннолетнего или с даты, когда он или ответственные за опеку и попечительство лица узнали об этом;
  • Ответственное лицо может перенаправить заявителя в те институты, которые занимаются его проблемой в первую очередь;
  • Предусмотрены случаи, когда уполномоченный по правам детей самостоятельно перенаправляет жалобу заявителя в компетентные инстанции, способные ему помочь в решении проблемы.

В случае, когда омбудсмен отказывается принять обращение к рассмотрению, заявителю сообщается об этом в 10-дневный срок. Если обращение и жалоба принята, орган, работа которого подлежит обжалованию, уведомляется об этом.

Чем занимается детский омбудсмен в городах и регионах России

Уполномоченный по правам несовершеннолетних в субъекте имеет полное представление о положении дел в этой области. Он наделен правами лично принимать участие в решении проблем и ущемленных интересов отдельно взятого несовершеннолетнего.

Уполномоченное лицо в регионах имеет общественный авторитет. На эту должность кандидатов тщательно отбирают. Требования предъявляются как к профессиональным, так и личностным качествам соискателя должности.

Отличие работы регионального уполномоченного от комиссии по делам несовершеннолетних:

  • специализируются на изучении вопросов беспризорности и разработке методов ее профилактики;
  • занимаются теми подростками, которые считаются “проблемными”;
  • в их состав входят представители исполнительной власти.

Конвенция о правах ребенка

Становление общемировой практики защиты детских прав началось еще в 1946 году, когда Организация Объединенных Наций создала Детский Фонд. По истечении 2 лет Всеобщая декларация, сообщающая о всех человеческих правах, начала действовать. В 1966 году вышли пакты, которые подтвердили, что ребенок тоже имеет права и, более того, нуждается в особо сильной защите.

Результатом всех этих документов стала сначала принятая в 1959 году декларация, провозглашающая список прав несовершеннолетних, а затем в 1990 начала действовать Конвенция по правам, которую приняли к 1995 году все мировые государства. А 20 ноября, когда и была принята Конвенция о правах ребенка, считается Днем детей. И по сей день ведется работа над Конвенцией, мировые комитеты и отделы по защите прав несовершеннолетних постоянно предлагают все новые поправки.

Досрочное освобождение детского омбудсмена с должности

Павел Алексеевич Астахов был уволен с должности детского омбудсмена после общественного резонанса. Астахов позволил себе неосторожное высказывание в адрес детей, выживших в катастрофе 2016 года. Его слова подвергли критике, после чего Павел Алексеевич вынужден был подать в отставку. Но какими должны быть условия для внешнего увольнения детского омбудсмена? Все нормы прописаны в президентском указе:

  • неисполнение или неверное исполнение своих обязанностей;
  • признание лица недееспособным;
  • утрата российского гражданства или получение иностранного гражданства;
  • утрата способности выполнять свои должностные обязательства;
  • совершение аморального поступка;
  • исчезновение или смерть детского омбудсмена.

Таким образом, причин для снятия уполномоченного с должности предостаточно.

Специфика деятельности детского омбудсмена

Задачи рассматриваемого специалиста ясны, но, к сожалению, не дают полного представления о специфике его работы. Как организована деятельность уполномоченного по правам ребенка в РФ?

Начать стоит с взаимодействия с местными структурами. Известно, что федеральный омбудсмен контролирует деятельность региональных уполномоченных. При этом граждане из разных частей страны могут обращаться за помощью именно к региональным сотрудникам. Нередко местные управляющие понятия не имеют, как поступать в той или иной ситуации. В этом случае они подают заявление федеральному уполномоченному.

Немалую роль в работе детского омбудсмена играет взаимодействие с международными инстанциями. Это Комитет ООН, Гаагский суд, ЕСПЧ и многие другие. Все, что связано с защитой прав детей на межгосударственном уровне, выполняется через федерального омбудсмена.

В каких случаях омбудсмен не будет заниматься рассмотрением обращения

Очень часто граждане допускают в заявлении ошибки, которые приводят к отказу в рассмотрении обращения. Вот некоторые из них:

  1. Адрес указан с сокращениями. Этого делать нельзя, так как в заявлении нужно полностью прописывать все слова (не «кв.», а «квартира»).
  2. В жалобе нет сведений о заявителе. Это значит, что обращение анонимное. Такое заявление примут только в том случае, если в нем содержится информация о будущем преступлении. Тогда рассмотрением жалобы будут заниматься другие органы.
  3. В жалобе содержатся угрозы.
  4. Заявитель указал неверные контактные данные.
  5. Почерк заявителя невозможно разобрать. Необходимо писать четко и разборчиво.

Способы защиты прав ребенка

В современных условиях все чаще в юридической практике всплывает понятие «жестокое обращение с детьми (в том числе из категории инвалидов и сирот) со стороны родителей или иных законных представителей. Именно поэтому способы, меры и проблемы защиты детей считаются одной из ключевых тем, которая имеет приоритет над другими вопросами, которые затрагивает социальная политика.

К сожалению, социальная политика государства имеет колоссальные проблемы, которые затрагивают собой защиту интересов сирот, инвалидов и несовершеннолетних детей, проживающих в неполной или асоциальной семье. В частности, как показывает практика, не осуществляется профилактическая работа по предотвращению злоупотребления родительскими правами со стороны родителей и иными законными представителями (это касается таких тем, в частности, как воспитание, образование, а также решение имущественных и жилищных вопросов). Зачастую субъект правоотношений нарушает права ребенка, не выполняет свои обязанности в семье, а также использует запрещенные меры и способы, направленные на воспитание чада. Поэтому исправить сложную ситуацию и решить все проблемы в семье становится крайне сложным.

Исходя из выше сказанного, можно сделать выводы о том, что способы и меры по защите интересов сирот, детей-инвалидов и несовершеннолетних на территории РФ находятся не в оптимальном состоянии, несмотря на свое существование. В частности, в современном законодательстве до сих пор отсутствует четкое понятие, что можно понимать под защитой прав и интересов несовершеннолетних.

Если обратиться к практике, то органы ювенальной юстиции представляют собой один из самых действенных защитных механизмов детства, который имеет своих характерные особенности. Этот федеральный орган представляет собой систему правосудия, чье влияние в первую очередь имеет приоритет в сторону несовершеннолетних. Судебная система предполагает, что государство должно выступать в роли попечителя детей (сирот и инвалидов в том числе), что позволит защитить их не только от злоупотребления со стороны родителей, но и от вредного влияния со стороны общества.

Понятие ювенальная юстиция (судебная система) представляет собой федеральный механизм, который в первую очередь делает упор не на правонарушения, которые может осуществить субъект, а на внимание к личности правонарушителя. В частности, министерство направляет свои меры на защиту прав и воспитание детей (в частности, сирот и инвалидов), а также тех, кто рос в неблагополучной семье в плохих социальных и жилищных условиях.

Кроме того, социальная политика государства имеет приоритет и в поддержании и поступательном развитии гражданского общества, в рамках которого воспитание, образование становятся приоритетными направлениями. В частности, органы гражданского общества должны принимать меры и проводить мероприятия, которые позволят реабилитировать детей, росших в неблагополучной семье, тем самым уменьшая риски асоциального и девиантного поведения несовершеннолетних в будущем.

Таким образом, способы и формы защиты прав ребенка, а также обязанности госорганов в данной сфере является одной из самых злободневных тем, которые должна решить социальная политика, в частности через официальные документы (НПА).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *