Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оспаривание акта проверки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В соответствии с гл. 19 Налогового кодекса каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, а также действия или бездействие их должностных лиц в вышестоящем налоговом органе, если, по его мнению, такие акты или действия нарушают его права. Ненормативные акты – это документы, подписанные начальником или заместителем начальника ФНС.
Нововведения направлены на упрощение обжалования ненормативных актов контролеров. По мнению ФНС, это позволит расширить возможности налогоплательщиков по реализации прав на защиту своих интересов.
Примечание. Данный Закон вступил в силу 03.08.2013, но правила обязательного досудебного урегулирования до 1 января 2014 г. применялись только в отношении обжалования решений, вынесенных налоговым органом по результатам выездных и камеральных проверок.
Содержание:
Обжалование результатов проверки трудовой инспекцией
Жалобу нужно составить в двух экземплярах. Один можно отправить по почте заказным письмом с уведомлением или передать лично, второй нужно оставить у себя.
Для обжалования решения, вынесенного по результатам проверки, нужно обращаться в вышестоящее подразделение. Например, если вы кадровик и недовольны решением инспекторов районного отдела трудовой инспекции, нужно жаловаться в городское управление инспекции. Суть её в том, что специалисты проверяют ту документацию и отчёты, которые налогоплательщик предоставлял на протяжении всего отчётного периода. Так могут выявляться пропущенные ранее неточности и нарушения.
Таким образом, представление органа государственного финансового контроля предусматривает обязанность рассмотреть и уведомить в письменной форме орган государственного финансового контроля о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.
Согласно ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Закон устанавливает основания включить плановую проверку в ежегодный план. Компанию включат в план, если прошло три года с даты ее регистрации, со дня проведения последней плановой проверки, начала определенной деятельности и по другим основаниям (п. 8 ст. 9 закона № 294-ФЗ). По общему правилу плановая проверка проводится не чаще, чем раз в три года (ч. 2 ст. 9, п. 1 ч. 2 ст. 20 закона № 294-ФЗ).
Налоговая проверка проходит в несколько этапов. На каждом из них предприниматель или представитель юридического лица вправе оспорить действия (бездействие) и решения налогового органа, с которыми не согласен. Акт — итоговый документ налоговой проверки. Им оформляются ход и результаты мероприятий налогового контроля.
Но на практике не часто удовлетворяются возражения работодателя (досудебный порядок обжалования), а поэтому работодателю, уверенному в своей правоте нужно обращаться в суд.
Совет: отслеживайте информацию о проведенных проверках. Сделать это поможет специальный журнал учета, который вправе вести юридические лица и предприниматели (ч. 8 ст. 16 закона № 294-ФЗ). Если плановая проверка начнется до истечения трех лет или отсутствуют другие основания, оспорьте ее результаты (решение АС г.
Кроме того, заявитель имеет право подать любую жалобу повторно либо обратиться с ней в прокуратуру. Здесь же напомним, что налогоплательщик в течение одного месяца с момента извещения о взыскании налога, пени, штрафа вправе обратиться с заявлением о возврате излишне взысканных сумм (ст. 79 НК РФ).
Чтобы продлить срок проверки, административный орган может ссылаться на необходимость проведения сложных и (или) длительных исследований (ч. 3 ст. 13 закона № 294-ФЗ).
Особенности обжалования акта камеральной проверки
Очень редко проверки не находят никаких нарушений. Составление и оформление налоговых ведомостей — достаточно сложный процесс, в нём легко допустить ошибки. Но в большинстве случаев никаких штрафных санкций налоговые органы применять не будут. Обычно это заканчивается требованием внести в существующую документации необходимые поправки.
Рассматривается она без участия апеллянта, за исключением случаев, когда в ходе исследования материалов вышестоящим органом налоговой службы были обнаружены несоответствия данных проведенной проверки поданным при оспаривании документам (п. 2 ст. 140 НК).
Досудебное урегулирование налогового спора по проверочным решениям возможно по выбору компании в апелляционной инстанции или в вышестоящем налоговом органе. Плательщик вправе обжаловать решение инспекции полностью или частично, вступившее или не вступившее в действие.
Решение фискального органа по апжалобе принимается в течение месяца со дня ее получения и обретает силу сразу же в момент его принятия (п. 6 ст. 140 НК).
Если подается жалоба на не вступившее в силу решение налогового органа, обжалование называется апелляционным. Жалоба подается в налоговую инспекцию, вынесшую решение, в течение 10 дней со дня вручения решения, а оттуда передается в вышестоящий налоговый орган (п. 9 ст. 101, п. 2 ст. 139 НК РФ).
При этом уведомление о вручении и (или) иное подтверждение получения указанного документа приобщаются к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
Какие этапы включает в себя процедура?
Иначе инспектор прочитает только ее начало и конец, а середину в лучшем случае просмотрит. Его интересует только правовая сторона вопроса. Поэтому все свои доводы, изложенные в жалобе, нужно снабдить ссылками на закон.
К жалобе необходимо приложить документы, подтверждающие изложенные в ней доводы. Причем достаточно приложить копии этих документов, а подлинники можно будет принести непосредственно на разбирательство жалобы.
Работодатель зачастую не учитывает ограниченные сроки обжалования предписания. Срок на обжалование начинает исчисляться на следующий день после получения предписания.
Однако наряду с преимуществами есть и недостатки. В частности, спор рассматривает одна из спорящих сторон, а это влияет на независимость принимаемого решения.
На практике нередки случаи, когда проверяемое учреждение не согласно с выводами контролеров по материалам проверок.
Оспаривание действий и актов Жилинспекции
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу проверяемого учреждения под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
Данный метод отстаивания прав и законных интересов менее затратный по сравнению с судебным. Вышестоящий налоговый орган (ВНО) рассматривает жалобы налогоплательщиков совершенно бесплатно, а для обращения в суд требуется уплата госпошлины.
Это означает, что компания, которую проверяют, вправе знать о проверке не менее чем за три рабочих дня до ее начала. Если административный орган не соблюдает сроки, это грубое нарушение (письмо Минэкономразвития России от 30.12.11 № д09-3425). Проверяемый вправе оспорить результаты такой проверки (постановление АС Московского округа от 02.10.14 по делу № А41-9448/14).
Установленный порядок обжалования акта налоговой проверки (далее по тексту — акт НП) может включать 4 этапа. Проходить их все или остановиться при получении приемлемого решения налоговой — это индивидуальный выбор каждого бизнесмена — плательщика налогов, сделанный с учетом имеющихся обстоятельств.
Возражения подаются в течение месяца, считая от даты получения акта НП (к ним обычно прикладывается также документация, подтверждающая изложенные факты).
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока он по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Камеральная налоговая проверка осуществляется по месту нахождения соответствующих государственных органов.
Визит налогового инспектора требует выемки документации, грозит личным досмотром сотрудников и приостановлением деятельности компании в процессе проверки.
Оспаривание решений по результатам налоговых проверок
Новое решение после рассмотрения апжалобы вступает в силу сразу же после его принятия (п. 2. ст. 101.2 НК).
Жалобу на действия (бездействие) отдела, территориального отдела Управления, должностного лица отдела, территориального отдела Управления рассматривает руководитель Управления Роспотребнадзора по Республике Коми или его заместители. Жалобу на действия (бездействие) руководителя Управления рассматривает руководитель Роспотребнадзора или его заместители.
Поскольку обжалование акта налоговой проверки — трехступенчатая процедура, правовые услуги этого направления разбиты на 3 этапа. Каждый этап — самостоятельный комплекс юридической работы, который предоставляется и оплачивается отдельно. Предметом досудебного обжалования являются действия (бездействие) Управления Роспотребнадзора по РК и его территориальных отделов, должностных лиц Управления Роспотребнадзора по РК и его территориальных отделов, повлекшие за собой нарушение предусмотренных законодательством прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан при проведении проверки, а также результаты проверки.
Граждане и организации вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в течение трех месяцев со дня, когда им стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд не является для суда основанием для отказа в принятии административного искового заявления.
Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Закончив проверку (независимо от ее вида), трудовой инспектор оформляет акт. Если в результате проверки обнаружится, что компания нарушила нормы трудового законодательства, то трудовая инспекция составляет предписание и постановление.
На практике встречаются случаи, когда проверяемое учреждение пытается обжаловать в судебном порядке акт ревизии (проверки). Нужно помнить, что данный документ – носитель информации в отношении результатов проверки, он не содержит указаний об осуществлении каких-либо властно обязывающих действий и, соответственно, не является ненормативным актом.
Оценка перспектив обращения в арбитражный суд с жалобой на акт налоговой проверки, рисков и последствий.
При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Налоговое ведомство считает, что тотальное пойдет на пользу как проверяемым, так и проверяющим. Это, по его мнению, предоставляет налогоплательщикам благоприятные условия для разрешения конфликтных ситуаций без обращения в суд (что снижает нагрузку на судебную систему), а также способствует повышению качества работы налоговых органов.