Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Решение верховного суда об осаго апрель 2017». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Пленум Верховного суда (ВС) принял постановление о применении судьями законодательства об «автогражданке». Из итоговой версии документа под нажимом Минюста исчезла норма об обязанности потерпевшего общаться только с одним подразделением страховщика при оформлении выплаты. Вместо этого автовладельцев обяжут уведомлять компании об обращениях в другие офисы.
У судов может вызвать сложности вопрос, кто должен получить выплаты по ОСАГО в случае смерти потерпевшего. ВС даёт ответ, что это в первую очередь члены семьи умершего: нетрудоспособные иждивенцы, ребёнок, родившийся после его смерти, один из родителей, супруг или другой член семьи независимо от трудоспособности, и т. д. Также в проекте нашли отражение уже выработанные в практике судебные подходы.
Можно ли отказать в выплате, если гражданин при заключении договора по Интернету сообщил неверные сведения с целью сэкономить на страховке?
Содержание:
Верховный суд лишил автоюристов выплат по ОСАГО
При этом договор самой Беловой был заключен до того, как изменения в законодательство вступили в силу – в ноябре 2016 года.
Владелица авто заказала экспертизу стоимостью 3300 руб., по которой стоимость восстановительного ремонта с учетом износа составила 66 400 руб. Она подала в суд, настаивая, что страховая должна возместить ей деньги, ведь ее полис был куплен до того, как вступили в силу изменения в закон об ОСАГО.
В результате одно или более свойств веб-части могут содержать конфиденциальную информацию. Убедитесь, что свойства содержат безопасную информацию.
Жители Краснодарского края А.Аринушенко, Г.Береснева, В.Реутов и О.Середа являются автовладельцами. Все они попали в ДТП, получили со страховых компаний выплаты на ремонт автомобилей с учетом износа деталей и пытались в судебном порядке дополнительно взыскать с виновников аварий суммы, составляющие разницу между ущербом, рассчитанным с учетом износа и без учета износа деталей. Ш. передал ООО «Ц» право требования получения (взыскания) страховой выплаты за вред (в том числе размера утраченной товарной стоимости), причиненный в результате указанного дорожно-транспортного происшествия транспортному средству, которое принадлежит цеденту на праве собственности, а также неустойки, финансовой санкции, штрафа, процентов на основании статьи 395 ГК РФ.
Исходя из положений пункта 25 статьи 12 Закона об ОСАГО и пункта 2 статьи 426 ГК РФ условия договора обязательного страхования, противоречащие Закону об ОСАГО и/или Правилам, в том числе устанавливающие дополнительные основания для освобождения страховой организации от обязанности осуществления страхового возмещения, являются ничтожными (пункт 5 статьи 426 ГК РФ).
Поскольку А. не является собственником поврежденного транспортного средства, то самостоятельного права требовать со страховщика возмещения причиненных убытков в судебном порядке истец не может, в связи с чем суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований А.
Судом установлено, что заявление истца о выплате страхового возмещения было направлено К. в страховую компанию «Р» в связи с исключением 27 января 2015 г. страховой компании «С» из соглашения о прямом возмещении убытков.
Всего документ насчитывает более 100 страниц, поэтому в нем затронуты и другие важные вопросы, связанные с автогражданкой. Проблема отсутствия полноценного обзора и высказанной позиции по этой теме Верховным судом назрела давно. Ведь ОСАГО прямо затрагивает всех граждан, которые имеют право на управление автомобилем.
Ещё правильнее – это в самом начале согласиться на ремонт новыми запчастями и взыскать разницу с виновника», – отметил Петров.
Истец Т. обратился в суд с иском к страховой компании «М» о взыскании страхового возмещения, указывая на то, что 14 июня 2014 г. в результате дорожно-транспортного происшествия, имевшего место по вине водителя Е., было повреждено принадлежащее ему транспортное средство.
По словам господина Юргенса, «основная часть разъяснений пленума ВС касается как раз тех лазеек и несовершенства нормативно-правовой базы в сфере ОСАГО, которые вольготно применяют на практике автоюристы. Верховный Суд учел эти нюансы. Мы рассчитываем, что это снизит вал обращений в суды с использованием мошеннических схем»,— говорит он.
Из материалов дела следует, что факт поддельности полиса ОСАГО страховой компании «М», выданного на имя З., а также квитанции об уплате им страховой премии установлен судом первой инстанции, выводы которого не поставлены судом апелляционной инстанции под сомнение.
При разрешении спора судом установлено, что на момент дорожно-транспортного происшествия, имевшего место 18 апреля 2015 г., гражданская ответственность виновного лица К. и иных владельцев при использовании транспортного средства не была застрахована.
Проект регулирует вопросы ремонта по ОСАГО, который с апреля 2017 года имеет приоритет над денежными выплатами. «Было мнение, что это ухудшит положение граждан, я сама выступала резко против», – рассказала Пленуму ведущий научный сотрудник сектора финансового и банковского права Института государства и права РАН Лариса Санникова.
Также постановление обязывает судей принимать во внимание сведения РСА о наличии в базе союза данных об электронном полисе (в спорах об Е-ОСАГО), а не только распечатанный полис, который может быть поддельным. Если же страховщик обнаружит недостоверность сведений при заключении Е-ОСАГО, он вправе претендовать на недополученную премию с клиента.
В целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, Верховным Судом Российской Федерации, на основании статьи 126 Конституции Российской Федерации, статей 2, 7 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г.
В качестве лиц, претендующих на получение страхового возмещения по ОСАГО, упоминаются только владельцы транспорта. Как пояснили “Ъ” на рынке, это не стоит воспринимать как запрет на переуступку прав требования выплаты — что остановило бы автоюристов, выкупающих у участников ДТП претензии к страховой компании.
N 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», ознаменовавший собой серьезную законодательную реформу отношений в этой сфере.
Разъяснения Верховного суда об ОСАГО
Заявители обращают внимание на неопределенность оспоренных норм, вследствие чего они не могут взыскать с причинителя вреда сумму возмещения убытков без учета износа деталей, и, таким образом, восстановить свои нарушенные права в полном объеме. Поэтому заявители просят признать оспоренные нормы не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 15 (часть 1,2), 19 (часть 1), 35 (часть 1,2) и 55 (часть 2).
В последние годы законодательство об ОСАГО подверглось серьезным изменениям. В частности, 4 июля 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 214-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Также – вне зависимости от наступления страхового случая – страховщик имеет право на взыскание неосновательно сбереженной страхователем в связи с представлением недостоверных сведений суммы (абз. 6 п. 7.2 ст. 15 закона об ОСАГО).
Закона об ОСАГО в указанной редакции подлежит применению к отношениям, возникшим в результате дорожно-транспортных происшествий, произошедших начиная с 26 сентября 2017 года.
Что, если виновник аварии без полиса ОСАГО?
Закона об ОСАГО), к такому возмещению положения Закона об ОСАГО применяются в редакции, действовавшей на момент заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности между причинителем вреда и страховщиком, застраховавшим его гражданскую ответственность.
Кроме того, проект борется и с другими злоупотреблениями, например, дроблениями требований на несколько исков с целью получить со страховой побольше судебных расходов.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 15 Закона об ОСАГО обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.
Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»), а лица, нарушившие установленные данным Федеральным законом требования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Страхование риска гражданской ответственности является видом имущественного страхования и предоставляет защиту в связи со случаями наступления гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц.
Зачастую мошенники стараются лишний раз не показывать поврежденное имущество. Поэтому ВС прописал, что страховая организация вправе отказать в выплате, если ремонт поврежденного имущества или утилизация его остатков, осуществленные до осмотра страховщиком или до проведения независимой технической экспертизы, не позволяют достоверно установить наличие страхового случая и убытков.
Второй участник дорожно-транспортного происшествия — водитель С. — признан лицом, нарушившим Правила дорожного движения.
РРРРСР Р’Р ССРРСРРёР РРССРРРРРРРРёР Р СРР, РРР ССРРР СРССРРССРёРРСС РРРР, РРСРССРёРСС РРСРРСРРРРРСРРР РСРРСССРРРРРССРё. РРРРСРССР РРРРёСРёРё Р’Р РССРР РРРСРРРРРС РСРСРёР РРРССРРёР СРР РРРСРРРРСС РРСРССРёССРР, РРСРССР РРСРРСРРСС РСРРР ССРРРРРРРёС С РРРРёСРРРР, Р РРСРР РР ССРР РРРРёРРСССС.
Новость подробнее
В частности, они могут через суд заставить страховщика выдать направление на ремонт – в законе такое право не закреплено. По общему правилу при восстановительном ремонте используются новые детали и не учитывается амортизация, гласит проект постановления.
В документе много пунктов, благодаря которым полис ОСАГО станет гораздо демократичнее к автовладельцам, но некоторые позиции ВС прямо направлены против действий так называемых автоюристов, которые перекупают права требования у водителей, а затем на этом наживаются, пишет издание.
Так, с 1 января текущего года страховщики обязаны заключать договор ОСАГО в электронном виде с каждым лицом, обратившимся с соответствующим заявлением. С 28 апреля применяется правило о приоритете натурального возмещения причиненного ряду автомобилей в результате ДТП вреда (п. 15.1 ст. 12 закона об ОСАГО). В связи с этим в Постановлении разъясняется, что под организацией независимой экспертизы понимается направление потерпевшему уведомления с указанием всех сведений, необходимых для представления автомобиля на экспертизу. В свою очередь, сама экспертиза проводится в течение двадцати календарных дней со дня принятия к рассмотрению заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков.
В заявлении о страховом возмещении потерпевший должен также сообщить о другом известном ему на момент подачи заявления ущербе, кроме расходов на восстановление поврежденного имущества, который подлежит возмещению. Например, об утрате товарной стоимости, о расходах на эвакуацию транспортного средства с места ДТП и прочем.
Как правило, эти расходы потерпевшие предъявляют уже тогда, когда им представили окончательную калькуляцию, и это становится поводом для спора, в том числе и в судебном порядке.
Коллегия по гражданским спорам Верховного суда рассмотрела жалобу «Росгосстраха», который отстаивал свое право отремонтировать автомобиль старыми деталями и не выплачивать денежную компенсацию по ОСАГО. Владелица автомобиля возражала, что полис получила до вступления в силу закона о приоритете ремонта авто над компенсациями.
Признание права на часть страхового возмещения не свидетельствует о признании права в целом, если иное не оговорено страховщиком.
Сообщение страхователем при заключении договора ОСАГО в электронном виде недостоверных сведений с целью уменьшения размера выплачиваемой страховщику страховой премии, напомним, не является основанием для признания договора незаключенным и не освобождает страховщика от обязанности выплатить страховое возмещение при наступлении страхового случая.
После подачи такого заявления документы, предусмотренные Законом об ОСАГО, должны быть представлены с указанием сведений, позволяющих идентифицировать предыдущие обращения.
По словам Момотова, в практике возникли вопросы, что считать организацией независимой технической экспертизы – эта обязанность лежит на страховщике. Как разъясняет проект постановления, страховая компания должна отправить потерпевшему уведомление с указанием даты, времени и места экспертизы.