Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инкассовое поручение налогового органа на перечисление налога». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Обозначим, что такое расчеты по инкассо простыми словами, — это способ расчетов, при котором банк поставщика получает денежные средства от банка покупателя, например, за нарушение условий договора поставки.
Содержание:
Когда используют инкассовые поручения
Банками инкассовые поручения применяются в случаях, когда у организации присутствуют определенные нарушения, например:
- между организацией и поставщиком заключен договор поставки. В нем указано, что в случае неисполнения условий оплаты поставщик вправе обратиться в обслуживающий его банк и предъявить право на распоряжение средствами на счете покупателя в другой кредитной организации. Обычно при таком формате покупатель информирует кредитную организацию о заключении договора поставки и сообщает реквизиты поставщика, который вправе предъявить требования к его денежным средствам. Поставщик обязан предъявить в банк подтверждающие документы, например, договор поставки;
- фирма не заплатила налоги и проигнорировала требование инспекции об уплате недоимки, пеней, штрафа и налогового платежа. В этом случае инспекция примет решение о взыскании неуплаченной суммы с расчетного счета плательщика после завершения срока оплаты, указанного в требовании, но не позже 2 месяцев со дня его истечения на основании п. 3 ст. 46 НК РФ;
- по исполнительному листу от приставов компанию обязали заплатить денежные средства, но она не исполнила обязанность. Приставы вправе направить исполнительный документ с указанием номера дела в судопроизводстве для удержания денег со счета компании без ее согласия.
Порядок исполнения инкассо
ИП составляются и принимаются к исполнению на бумажном носителе или в электронном виде.
Для осуществления подобных видов расчета получателю средств (поставщика) необходимо основание на предъявление распоряжения к банковскому счету плательщика (покупателя). Покупатель сообщает информацию в обслуживающий его банк о том, кто вправе предъявить требования к денежным средствам на его расчетном счете, на основании каких документов, например, данные договора и сумма обязательств.
Если взыскатель средств предоставил в банк распоряжение, которое не является ИП, то банк самостоятельно его составляет. Срок действия такого документа — 10 календарных дней со дня, следующего за днем составления. Банк, принявший ИП к исполнению, отправляет его в банк плательщика не позднее рабочего дня, следующего за днем приема.
На основании ст. 875 ГК РФ документ подлежит оплате по предъявлению или в указанный срок. Если предоставленные документы не соответствуют, содержат ошибки или отсутствуют, то исполняющий банк извещает лицо, представившее ИП. Если недостатки не устранены, его вправе вернуть без исполнения. При наличии специального разрешения в ИП оно исполняется частично.
Если денежные средства списываются со счета на основании ИП налоговых органов, судебных приставов или иных уполномоченных государственных органов, разрешения должника не требуется.
Юридическая защита в инкассо
В процессе инкассации денежных средств возможны ситуации, когда плательщик отказывается от выполнения поручения или наличие конфликта между исполнителем и должником.
В таком случае, основанием для взыскания задолженности может быть полное и бесспорное выполнение платежей в соответствии с порядком договора инкассо.
Для обеспечения защиты прав и интересов исполнителя, необходимо использование налоговой и бухгалтерской документации, подтверждающей факт перечисления денежных средств на счет получателя.
Договор инкассо должен содержать все необходимые положения и образцы банковских документов для правильного оформления материалов в банке и получения денег.
Назначение платежей должно быть указано четко и однозначно, чтобы исключить возможность ошибки со стороны банковского работника.
Порядок выполнения операций по инкассо должен быть согласован между организацией-исполнителем и банком.
Используя акцепт, организация-исполнитель может получить юридическую защиту от неправильного использования денег налогоплательщика.
Бухгалтер должен вести учет платежей по инкассо и сверять ее с документами из банка.
Документы, подтверждающие выполнение поручения инкассо, должны храниться в течение срока давности.
При возникновении споров между сторонами, необходимо обращаться к юристу, который проведет полную правовую оценку и подготовит материалы для следующей инстанции.
Инкассо — это удобный способ получения денежных средств, который идеально подходит для современных организаций. Использование данной услуги позволяет ускорить получение оплаты от покупателя, при этом не тратя время на оформление необходимых документов.
Основным преимуществом инкассо является возможность снизить риски задолженности по оплате товаров или услуг. Плательщик должен выполнить все условия договора на инкассо, которую он подписывает с банком. Если платежи не поступают в указанные сроки, организация получает право на взыскание долга в суде.
Инкассо представляет собой удобный и надежный способ перевода денег от покупателя на счет организации, при этом не нарушая бухгалтерские положения. Большинство банков предоставляют своим клиентам множество возможностей для оформления инкассо, предлагая различные виды услуг: от простых методов перевода до услуг по взысканию задолженности.
Для организации, оформившей договор на инкассо, важным является то, что в случае недостаточности суммы на счете платеж может быть отклонен. Это позволяет избежать непредвиденных расходов на обработку этих документов в банке.
Также следует отметить, что инкассо может быть использовано как основание для перечисления денежных средств на счет организации.
Для бухгалтера данная услуга является очень удобной, поскольку все материалы и документы для выполнения операций по инкассо хранятся в банке. Это позволяет снизить нагрузку на бухгалтерский отдел, освобождая его от необходимости заниматься множеством документов.
Таким образом, инкассо является полезной услугой для организаций, которые желают ускорить получение оплаты от своих покупателей. Это надежный метод выполнения платежных поручений и получения денег, который подразумевает полное соблюдение банковских положений и налоговой отчетности.
Наименование перевода | Описание |
---|---|
Инкассовое поручение | Поручение, выданное плательщиком банку на перечисление денег по заданному поручению. Данный перевод является полным поручением на перевод денежных средств и должен быть подтвержден банком. |
Авизо | Уведомление банком получателя о том, что на его счет переведена сумма денег. Не является полным поручением на перевод денег, а лишь уведомлением о выполнении перевода. |
Аккредитив | Документ, который банк выдает по просьбе заказчика для обеспечения оплаты товаров или услуг покупателем. Является гарантией получателю оплаты со стороны банка. |
Для оформления инкассового поручения необходимо заключить договор на инкассо между исполнителем и должником. Договором должны быть установлены порядок использования инкассовых поручений, номер бланка, налоговая и бухгалтерская документация и т.д. В договоре также должны быть установлены основания и порядок взыскания задолженности покупателя в случае бесспорной задолженности.
При оформлении инкассового поручения, бухгалтеру необходимо указать номер поручения, дату исполнения, назначение платежа, данные о плательщике и получателе. Кроме того, необходимо включить полное наименование организации, налогоплательщика и статус должника. Документ должен быть подписан исполнительным руководством и заверен банком.
Комментарий к ст. 60 НК РФ
Комментируемая статья регулирует порядок и сроки исполнения банками поручений налогоплательщика на перечисление налога.
Статья 60 НК РФ указывает на наличие у организаций, имеющих статус банков, обязанности по перечислению сумм налогов и сборов в бюджет.
Организация считается исполнившей свои обязанности по уплате сумм налога с момента предъявления в банк платежного поручения при наличии на ее счете достаточных средств для его исполнения.
Такая позиция изложена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 02.10.2009 N А42-7139/2008.
Факт исполнения организацией обязанности по уплате налога НК РФ не ставит в зависимость от дальнейшего перечисления сумм налога банком в бюджет.
КС РФ в Определении от 14.05.2002 N 108-О указал, что конституционная обязанность налогоплательщика по уплате налога должна считаться исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло. Такое изъятие происходит в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика соответствующих средств в уплату налога. Повторное списание с добросовестного налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов нарушает конституционные гарантии частной собственности.
Поручение исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения поручения.
Если банк не исполняет поручение в течение одного операционного дня, следующего за днем получения поручения, он нарушает установленный срок исполнения поручения.
Неисполнение банком платежных поручений клиента в связи с отсутствием средств на корреспондентском счете влечет ответственность банка, а не налогоплательщика.
Данный вывод подтверждается судебной практикой (см. Постановление ФАС Московского округа от 04.04.2012 N А40-79531/11-99-359).
НК РФ не установлена обязанность банков заполнять указанные поручения.
Следовательно, банк при оказании услуги налогоплательщикам (налоговым агентам, плательщикам сборов) по заполнению квитанции на перечисление налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации вправе взимать комиссионное вознаграждение.
На это обратил внимание Минфин России в письме от 27.10.2010 N 03-02-07/1-497.
В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2012 N 09АП-25758/2012-АК отмечено, что банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства; поручение налогоплательщика исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения; при наличии денежных средств на счете налогоплательщика банки не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика; при невозможности исполнения поручения налогоплательщика в срок, установленный НК РФ, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного НК РФ срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику.
Данный вывод соответствует правовой позиции КС РФ, изложенной в Постановлении от 12.10.1998 N 24-П, в соответствии с которой обязанность по уплате налоговых платежей считается исполненной с момента их списания с расчетного счета налогоплательщика при условии наличия достаточности денежных средств на этом счете. При этом правовая позиция КС РФ относительно добросовестных налогоплательщиков одновременно предполагает обязанность налоговых органов доказывать обнаружившуюся недобросовестность налогоплательщиков и банков в порядке, установленном НК РФ.
Проверка соблюдения кредитной организацией статей 60, 76, 86 НК РФ путем проведения выездной налоговой проверки законодательством о налогах и сборах не предусмотрена. Такая проверка может осуществляться другими методами, определенными законодательством.
Указанная позиция отражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.12.2010 N 11515/10.
Абзацем четвертым пункта 2 статьи 855 ГК РФ прямо предусмотрено, что при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований в третью очередь производится списание денежных средств по поручениям налоговых органов только в счет уплаты налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.
Списание денежных средств по платежным документам, не указанным в первой — четвертой очередях, осуществляется на основании пункта 2 статьи 855 ГК РФ в пятую очередь.
Поскольку исполнение поручений налоговых органов на перечисление в соответствии с Кодексом пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации не предусмотрено в первую — четвертую очереди, такие поручения на основании пункта 2 статьи 855 ГК РФ исполняются в пятую очередь.
Такая позиция приведена в письме Минфина России от 03.09.2014 N 03-02-07/1/44097.
Непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков
Объектом данного правонарушения является установленный порядок управления в сфере налоговых правоотношений.
Объективная сторона данного правонарушения заключается в непредставлении банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в срок.
Согласно п. 2 ст. 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа. Следовательно, срок выдачи таких справок составляет пять дней. Данный срок начинает течь с момента получения банком соответствующего запроса налогового органа.
Необходимо отметить, что составы налоговых правонарушений, предусмотренных в п. 1 и 2 ст. 135.1 НК РФ, являются идентичными. Разница заключается лишь в том, что ч. 1 указанной статьи отсылает к п. 2 для определения признаков состава преступления. Однако таковые в п. 2 не указаны. Налицо пробел в законодательстве. Поэтому, по мнению ряда авторов, до внесения соответствующих изменений в указанную статью налоговые органы не вправе применять п. 2 ст. 135.1 НК РФ.
Субъектом данного правонарушения является банк.
Субъективная сторона — это совершение данного правонарушения по неосторожности или умышленно.
Законодательная база Российской Федерации
действует Редакция от 11.02.2010
Подробная информация
Наименование документ | РАСПОРЯЖЕНИЕ Правления ПФ РФ от 11.02.2010 N 33р «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВЗЫСКАНИЮ НЕДОИМКИ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ, А ТАКЖЕ ПЕНЕЙ И ШТРАФОВ ЗА СЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, НАХОДЯЩИХСЯ НА СЧЕТАХ ПЛАТЕЛЬЩИКА СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ — ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ В БАНКАХ» |
Вид документа | методические рекомендации, распоряжение |
Принявший орган | пф рф |
Номер документа | 33р |
Дата принятия | 01.01.1970 |
Дата редакции | 11.02.2010 |
Дата регистрации в Минюсте | 01.01.1970 |
Статус | действует |
Публикация |
|
Навигатор | Примечания |
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос: В нашей организации открыто два расчетных счета в разных банках. В один банк налоговики направили инкассовое поручение, а по второму – приостановление операций по счету. Для погашения долга на счете денег было недостаточно и налоговики решили взыскать долг за счет имущества фирмы. Законно ли это и можем ли мы обратиться в суд, ведь налоговики должны были разослать инкассовые во все банки, где у нас открыты расчетные счета?
Ответ: Если рассмотреть статью 46 НК РФ, то можно сделать вывод, что направлять инкассовые поручения во все банки, где у налогоплательщика открыты счета налоговики не обязаны. То есть, если на одном счете в банке, куда было направлено инкассовое поручение, денежных средств будет недостаточно, решение о взыскании долга за счет другого имущества компании будет законным.
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации и реорганизации юридического лица
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 61 ГК РФ). ГК РФ в ст. 62-65 регулирует вопросы ликвидации юридического лица и вытекающие из этого имущественные обязательства.
Юридическое лицо может быть ликвидировано:
1) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;
2) по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.
Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ, т.е. в порядке банкротства.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц и налогоплательщиков.
При ликвидации юридическое лицо обязано сообщить в налоговый орган о принятии решения о ликвидации по установленной форме в десятидневный срок с момента вынесения решения.
Порядок направления инкассового поручения
После того как налоговый орган принял решение о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет средств, находящихся на счетах вашей организации в банках, он должен направить в банк соответствующее инкассовое поручение . Оно должно быть направлено в банк в течение 1 месяца со дня принятия решения о взыскании .
Как вы знаете, решение о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств может быть принято только после истечения срока на добровольную уплату налога, установленного в требовании, но не позднее 2 месяцев после окончания этого срока .
Предположим, срок для добровольного исполнения требования об уплате налога истек 21 сентября 2009 г. Значит, решение о взыскании налога за счет денег налоговый орган может принять в период с 22 сентября по 23 ноября 2009 г. . Если решение о взыскании было принято в последний день срока (23 ноября 2009 г.), то последний день, когда можно направить инкассовое поручение в банк, — 23 декабря 2009 г.
Пункты 2, 3 ст. 46 НК РФ.
Пункт 4 ст. 46 НК РФ.
Пункт 3 ст. 46 НК РФ.
Пункт 7 ст. 6.1, п. 3 ст. 46 НК РФ; п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25.
Основные этапы процесса инкассации
Процесс инкассации налоговых платежей через инкассовое поручение налогового органа включает в себя несколько основных этапов:
- Подготовка инкассового поручения. Для осуществления инкассации необходимо подготовить инкассовое поручение, которое является основным документом для передачи налоговых платежей. В инкассовом поручении указываются данные о налогоплательщике, налоговую базу, сумму налога и другую необходимую информацию.
- Подписание инкассового поручения. После подготовки инкассового поручения оно должно быть подписано руководителем налогового органа или уполномоченным лицом. Подписанный документ становится действительным и может быть передан для инкассации.
- Передача инкассового поручения инкассатору. Подписанное инкассовое поручение передается инкассатору, который будет осуществлять сбор денежных средств у налогоплательщиков. Инкассатор может быть сотрудником налогового органа или независимым лицом или организацией, предоставляющими услуги инкассации.
- Сбор налоговых платежей. Инкассатор осуществляет сбор денежных средств у налогоплательщиков, в соответствии с указаниями, содержащимися в инкассовом поручении. Это может происходить путем посещения налогоплательщиков на месте или через электронные платежные системы.
- Передача налоговых платежей в банк. Инкассатор передает собранные налоговые платежи в банк, с которым налоговый орган имеет соглашение о сотрудничестве. Банк осуществляет прием и кредитование собранных денежных средств на счет налогового органа.
- Подтверждение поступления налоговых платежей. По завершении процесса инкассации, налоговый орган получает от банка подтверждение о поступлении налоговых платежей. Это позволяет налоговому органу вести учет поступивших доходов и контролировать исполнение налогоплательщиками своих обязательств.
Таким образом, инкассационный процесс включает подготовку и подписание инкассового поручения, передачу его инкассатору, сбор налоговых платежей, передачу их в банк и получение подтверждения о поступлении. Этот процесс позволяет налоговым органам эффективно управлять сбором налогов и контролировать исполнение налогоплательщиками своих обязательств.
Основные принципы инкассового поручения
Инкассовое поручение – это документ, который выдается налоговым органом для получения налоговых платежей от налогоплательщика или иного лица, обязанного уплатить налоги. Оно служит основой для перевода средств на счет налогового органа.
Основные принципы инкассового поручения включают:
- Обязательность – инкассовое поручение является обязательным документом для расчетов с налоговым органом. В соответствии с законодательством, налогоплательщик или иное лицо, обязанное уплатить налоги, должны выполнить инструкции, указанные в поручении.
- Уникальность – каждое инкассовое поручение имеет уникальный номер, который является идентификатором для проведения платежа. Это позволяет установить связь между поручением и конкретным налоговым платежом.
- Точность данных – в инкассовом поручении должны быть указаны все необходимые данные о налогоплательщике, сумме платежа, налоговом периоде и других деталях. Это обеспечивает корректное и своевременное зачисление средств на счет налогового органа.
- Сроки оплаты – в инкассовом поручении указываются сроки оплаты налогового платежа. Налогоплательщик должен учесть эти сроки и осуществить оплату в назначенные сроки, чтобы избежать штрафов и пеней.
- Форма и представление – инкассовое поручение может быть представлено в форме бумажного документа или электронного файла. Также существуют различные способы представления поручения налоговому органу: лично в офисе, через банк или с помощью электронной системы.
Соблюдение основных принципов инкассового поручения является важным условием для эффективного взаимодействия с налоговым органом и своевременного уплаты налоговых обязательств. Необходимо внимательно ознакомиться с указаниями, содержащимися в поручении, и следовать им для избежания негативных последствий.
Основные документы для получения инкассового поручения
Для получения инкассового поручения налогового органа необходимо представить следующие документы:
- Заявление на получение инкассового поручения – это основной документ, который необходимо заполнить и подписать заявителю. В заявлении указываются данные о заявителе, цель получения инкассового поручения, сроки и условия его использования.
- Паспорт – документ, удостоверяющий личность заявителя. Паспорт предъявляется в оригинале, а также предоставляется копия паспорта для приложения к заявлению.
- Документы, подтверждающие право налогового органа выдавать инкассовые поручения – это, например, лицензия на осуществление банковских операций или свидетельство о государственной регистрации налогового органа.
- Документы, подтверждающие необходимость получения инкассового поручения – это, например, документы, относящиеся к налоговым платежам или штрафам, за которые необходимо произвести оплату.
- Документы, подтверждающие наличие счета в банке – для получения инкассового поручения в банке, необходимо предоставить документы, подтверждающие наличие личного счета в банке, на которое будет производиться перевод средств.
В зависимости от требований конкретного налогового органа, может быть необходимо предоставление дополнительных документов. Поэтому перед подачей заявления необходимо ознакомиться с требованиями и правилами конкретного налогового органа.
При подаче заявления необходимо предоставить все оригиналы документов, а также их копии для приложения к заявлению.
После подачи заявления налоговый орган проведет проверку предоставленных документов и если все требования выполнены, выдаст инкассовое поручение заявителю.
Какие налоговые платежи осуществляются через инкассовое поручение?
Инкассовое поручение налогового органа является одним из способов оплаты налоговых платежей в России. Через инкассовое поручение можно производить оплату следующих налогов:
- Налог на прибыль организаций: это налог, который уплачивается организациями на основании их прибыли за отчетный период.
- Налог на добавленную стоимость (НДС): это налог, который взимается с производителей, торговых организаций и оказывающих услуги предпринимателей при реализации товаров и услуг.
- Налог на доходы физических лиц (НДФЛ): это налог, который уплачивается физическими лицами с доходов, полученных как от оплаты труда, так и от других источников.
- Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности: это упрощенная система налогообложения, которая применяется для отдельных видов деятельности, таких как торговля, услуги, производство и отдельные виды сельскохозяйственной деятельности.
- Налог на имущество физических лиц (НИФЛ): это налог, который уплачивается физическими лицами с имущества, находящегося в их собственности.
Это лишь некоторые примеры налоговых платежей, которые можно оплатить через инкассовое поручение налогового органа. Конкретный перечень налогов зависит от региональных и федеральных законов, а также от вида деятельности организации или физического лица.