Определение места жительства детей после развода с отцом

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Определение места жительства детей после развода с отцом». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Семейное законодательство предусматривает два варианта определения места проживания детей – добровольный и судебный. В первом случае все достаточно просто: если бывшие супруги смогли договориться, составляется соответствующее соглашение, которое учитывается судом при бракоразводном процессе.

Зачем определять место жительства ребёнка с одним из родителей

Зачем определять место жительства ребёнка с одним из родителей, если спора и так нет?

При расторжении брака родителей, имеющих несовершеннолетних детей, обязательна судебная процедура.

И один из вопросов на которые должен ответить в решении судья, это вопрос, с кем после развода будут жить дети.

Если спора по этому вопросу нет, то в решение суда, скорее всего, так и перекочует: «спора о месте жительства ребёнка нет». Или могут добавить: «Ребёнок живёт с матерью», или как-то подобным образом.

С 2015 года мировые судьи не обязаны выносить полное, мотивированное решение суда, и могут ограничиться лишь вынесением резулятивной части решения. Тогда и этого факта в решении суда отражено не будет, будет просто написано само решение: брак расторгнуть.

  • Таким образом, при расторжении брака, если спор о месте жительства ребёнка не был заявлен, то, даже если этот факт (ребёнок живёт с одним из родителей) отражён в решении суда, тем не менее, никакой юридической силы установление этого факта для дальнейшей жизни не несёт.
  • Если между родителями брака и не было, то вообще нигде не будет зафиксировано, где и как живёт ребёнок после расставания родителей.
  • Родители могут заключить между собой соглашение о месте жительства ребёнка (и, возможно, о порядке осуществления отдельно проживающим родителем, своих прав и обязанностей).

Два слова о форме такого договора. Для соглашения о месте жительства ребёнка законодатель не предусматривает какой-то обязательной формы. Это значит, что оно, теоретически, может быть и устным.

СРОК ДЕЙСТВИЯ, ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ ОФЕРТЫ

  1. Акцепт Оферты Заказчиком в соответствии с п. 1.3. настоящей Оферты, влечет заключение Договора оказания юридических услуг на условиях Оферты (статья 438 Гражданского Кодекса РФ).
  2. Договор вступает в силу с момента Акцепта Оферты Заказчиком и действует:
    1. до момента исполнения Сторонами обязательств по Договору, а именно оплаты Заказчиком стоимости Услуг и оказания Исполнителем юридических услуг, акцептированных Заказчиком.
    2. до момента расторжения Договора.
  3. Исполнитель оставляет за собой право внести изменения в условия Оферты и/или отозвать Оферту в любой момент по своему усмотрению. В случае внесения Исполнителем изменений в Оферту, такие изменения вступают в силу с момента опубликования, если иной срок вступления изменений в силу не определен дополнительно при их опубликовании.
  1. При наступлении обстоятельств непреодолимой силы, которые сторона по настоящему Договору оферты не могла ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами, срок исполнения обязательств в соответствии с настоящим Договором отодвигается соразмерно времени, в течение которого продолжают действовать такие обстоятельства, без возмещения каких-либо убытков. К таким событиям чрезвычайного характера, в частности, относятся: наводнения, пожар, землетрясение, взрыв, шторм, оседание почвы, иные явления природы, эпидемия, пандемия, а также война или военные действия, террористические акты; перепады напряжения в электросети и иные обстоятельства, приведшие к выходу из строя технических средств какой-либо из сторон.
  2. Сторона, для которой создалась ситуация, при которой стало невозможно исполнять свои обязательства из-за наступления обстоятельств непреодолимой силы, обязана о наступлении, предположительном сроке действия и прекращения этих обстоятельств незамедлительно (но не позднее 5 (пяти) рабочих дней) уведомить в письменной форме другую сторону.
  3. В случае спора о времени наступления, сроках действия и окончания обстоятельств непреодолимой силы заключение компетентного органа в месте нахождения соответствующей Стороны будет являться надлежащим и достаточным подтверждением начала, срока действия и окончания указанных обстоятельств.
  4. Неуведомление или несвоевременное уведомление стороны о начале действия обстоятельств непреодолимой силы лишает ее в дальнейшем права ссылаться на них как на основание, освобождающее от ответственности за неисполнение обязательств по настоящему Договору.
  5. Если обстоятельства непреодолимой силы и/или их последствия продолжают действовать более 30 (тридцати) календарных дней подряд, то Договор, заключенный на условиях настоящей Оферты, может быть расторгнут по инициативе любой из сторон путем направления в адрес другой стороны письменного уведомления.

Заключение опеки по определению места жительства ребенка

Опека в судебном деле, связанном с определением места жительства ребенка, не только составляет акты обследования жилищно-бытовых условий истца и ответчика, но и высказывает свое мнение по поводу того, где лучше ребенку проживать. Мнение опеки оформляется в виде заключения.

В заключении опека указывает на обследование места жительства сторон, на свое общение с истцом и ответчиком, возможно, на результаты общения с ребенком. С учетом всей полученной информации опека указывает свое мнение, почему ребенок, например, должен проживать с истцом.

Суд, при рассмотрении дела учитывает мнение органов опеки, при этом это не означает, что суд будет руководствоваться только заключением опеки. Возможно, что суд вынесет решение, которое не совпадает с заключением опеки и определит место жительства ребенка, например, с истцом, хотя опека высказалась против.

Однако, чаще всего суд прислушивается к мнению опеки, которая работала с семьей, выезжала по месту жительства сторон и видела все условия проживания истца и ответчика, и, соответственно, видела в живую возможно или невозможно проживание ребенка с конкретным родителем.

В рамках дела об определении места жительства ребенка, порядка общения с ребенком, суд, чтобы достоверно установить:

  • реальную картину внутрисемейных отношений и взаимоотношений ребенка с каждым из родителей,
  • психологические особенности родителей и ребенка, их личностные качества,
  • проанализировать семейный конфликт,
  • определить наличие или отсутствие психологического воздействия на ребенка родителями,

может назначать

  • судебно-психологические,
  • судебно-психиатрические, а также
  • комплексные судебные экспертизы (психолого-психиатрические, психолого-педагогические, психолого-валеологические, социально-психологические), которые призваны ответить на все, возникшие у суда и сторон вопросы.

Объектом экспертного исследования таких экспертиз являются не только дети, но, и родители.

Пример из судебной практики

Отец Меркулов Владимир Сергеевич обратился в суд для того, чтобы установить местом жительства дочери, Меркуловой Ольги 2010 г.р., собственный дом.

Мужчина рассказывает, что с самого рождения и до текущего дня девочка проживает с ним. Что касается матери, Меркуловой Елены Олеговны, то о ней практически ни слуху ни духу. В первое время она приходила один раз в неделю, потом реже, а сейчас всего лишь звонит, да и то очень редко.

Примерно месяц назад женщина начала бракоразводный процесс из-за того, что хочет выйти замуж второй раз. И заявила, что планирует забрать к себе ребенка и взыскать с отца алименты.

Суд посчитал, что интересы Меркуловой Ольги 2010 г.р. будут соблюдены в том случае, если ее не переселят от папы. И назначил алименты не Меркулову Владимиру Сергеевичу, а Меркуловой Елене Олеговне (по встречному иску Меркулова Владимира Сергеевича). При этом мать имеет право видеться с дочерью столько, сколько пожелает – отец не против визитов бывшей жены в любое время.

Учитывается ли мнение ребенка?

Чтобы суд вынес верное решение и не навредил ребёнку, определяя его дальнейшее место для постоянного проживания, он должен учесть несколько определяющих факторов. В частности:

  • к кому из родителей несовершеннолетний больше привязан в психологическом плане;
  • моральные качества обоих родителей. То есть, если в анамнезе одного из них есть постановка на учёт за алкоголизм, это не в его пользу;
  • возможные условия для дальнейшего развития дитя и его образования;
  • привычки и привязанности;
  • заключение органов опеки и попечительства – обязательно;
  • мнение психологов, педагогов и других специалистов, которые могут дать экспертное и независимое заключение;
  • мнение самого малолетнего гражданина.

Оно будет учтено, если дитю уже есть 10 лет. Суд обязательно спросит у него, с кем из родителей ему хотелось бы жить.

Почти половина браков между россиянами распадается. В большинстве семей идёт борьба за то, с кем из родителей будет жить дитя. Иногда слушания затягиваются на несколько месяцев. Это наносит психологический вред несовершеннолетнему.

Судебная практика по подобным делам довольно обширна. Суды часто рассматривают подобные дела. К сожалению, родители не всегда ведут «игру» в интересах своего ребёнка. Зачастую они действуют так, чтобы отомстить друг другу, причинить моральные страдания, сломить веру в правосудие.

Поэтому важно представлять факты так, как они есть. Если малолетнему хорошо с отцом, то мама должна принять данный факт. Истина всё равно будет установлена судом. Поэтому лучше договориться мирно. Решение суда подлежит исполнению немедленно после того, как оно вступит в силу. Это происходит в течение 30 дней с момента вынесения. Этот срок отведён родителям для того чтобы подать документы на апелляцию.

Заявление об определении места жительства ребенка рассматривает городской (районный) суд. В судебном заседании обязательное участие принимают органы опеки и попечительства. Истцу необходимо предоставить заявление в судебный орган по месту регистрации ответчика. Но в случае предоставления истцом доказательств исключительного проживания ребенка с истцом, он вправе обратиться в суд по месту собственной регистрации.

Исковое заявление об определении места жительства ребенка содержит следующие реквизиты:

  • наименование судебного органа;
  • информация о родителях ребенка (Ф.И.О., адрес регистрации, контактный адрес и телефон);
  • сведения о брачном свидетельстве, свидетельстве о рождении детей и свидетельстве о разводе;
  • доводы истца о необходимости проживания ребенка с ним (начиная с пагубных привычек и заканчивая финансовым положением);
  • ссылки на законодательные акты, на которых основаны требования истца;
  • обращение к суду об удовлетворении требований;
  • перечень документов, прилагаемых к заявлению;
  • подпись, дата.

Примером подобного спора является одно из дел, которое мне довелось вести. Я представлял интересы женщины, средних лет, назовем ее Ольгой. Она прожила с Денисом в зарегистрированном браке около шести лет. В браке у них родился ребенок – девочка Таня, которой на момент рассмотрения спора исполнилось одиннадцать лет. После развода Таня проживала с матерью, отец платил алименты и регулярно виделся с ребенком. Так продолжалось несколько лет. Ребенок был не простой, психологами ему был поставлен диагноз гиперактивность, в связи с которым Таня вела себе не самым лучшим образом и доставляла много хлопот обоим родителям. Сложный характер Тани не нравился учителям и руководству школы, в которой она училась. Школьное начальство периодически пыталось перевести девочку на домашнее обучение, дабы не затруднять себе жизнь.

Здесь следует отметить одну особенность присущую школьному образованию, которое использует стандартные методы для обучения и любой необычный ребенок выбивается из школьной программы. В таких случаях школа не ищет индивидуального подхода к ученику, а навешивает на него ярлык — «сложный ребенок», после чего ребенка начинают выживать из учебного заведения разными способами. Чаще всего создается нездоровая обстановка в классе, ученики настраиваются против «сложного ребенка», а учителя начинают докладными записками фиксировать любые шалости подростка. Далее в конфликтных ситуациях учителя начинают обвинять ученика, даже если он не виноват и фиксируют данный факт докладными записками директору. В результате ребенком не занимаются, он ходит в школу отсиживает уроки, не получает нужных знаний, потому что для учителей он является проблемным и отвлекает их от школьной программы, которую им нужно давать другим детям, а следовательно от обучения «сложного ребенка» они уклоняются. В результате ребенок начинает отставать в знаниях и тут то его за неуспеваемость приглашают на многочисленные педагогические советы, где учителя и родители других учеников начинают упрекать его и его родителей в том, что они не соответствуют школьным требованиям. Таким образом, неспособность учителей обучать детей, сколько нибудь отличающихся от других, трансформируется в обвинение родителей ребенка в плохом воспитании «сложного подростка». Примерно такой схемой, пользуется большинство учебных заведений, для того чтобы избавиться от ненужного им ученика. В результате формируется негативное отношение школы к учащемуся и создаются условия, чтобы избавиться от него. При любом удобном случае учебное заведение предпримет всё возможное, чтобы добиться его перевода в другую школу или вовсе исключить. Нам важно детально описать принцип работы школьного образования, так как в нашем деле он приобрел весьма неожиданный оборот.

Вернемся к нашей ситуации. До поры до времени бывшие супруги Ольга и Денис жили спокойно. Относительно мирно, без суда, договорились о порядке общения с ребенком и выплате алиментов. Ольга снова вышла за муж и ее финансовое положение серьезно окрепло. Денис тоже фактически создал семью и жил гражданским браком, хотя материально чувствовал себя хуже Ольги.

С взрослением Татьяны у нее усилились конфликты в школе, ей было сложно налаживать отношения с ровесниками. Вызвав пару раз родителей в школу, руководство учебного заведения решило, что Татьяна – «сложный ребенок», после чего стали выживать ее из школы под благовидным предлогом якобы в интересах ребенка. Такая позиция школы только усугубила конфликты, как это часто и бывает. К тому же в период взросления девочка стала понимать, что ее родители развелись, и она ни как не могла решить для себя, где ей будет лучше. Она не знала где ее дом и разрывалась между отцом и матерью. Метания девочки привели к тому, что она стала устраивать публичные истерики в школе и каждому из родителей в отдельности.

Порядок общения с ребенком после развода. Решение суда о порядке общения с ребенком:

Если родители не смогли договориться, то самый заинтересованный из них вправе обратиться в районный суд с иском о порядке общения с ребенком (без уплаты госпошлины). Территориальная подсудность дела при одновременном заявлении требований о лишении родительских прав и взыскании алиментов — альтернативная, т.е. можно иск подавать как по месту жительства ответчика, так и по месту своего жительства.

Если второй родитель является гражданином иностранного государства, то иск предъявляется в России, если место обычного проживания ребенка находится также в России.

В иске должны быть указаны четкие требования о периоде времени, периодичности и территории, на которой должно происходить общение с ребенком.

Дело будет назначено к судебному разбирательству после привлечения судом органа опеки и попечительства, который призван обеспечить соблюдение интересов детей. Акт обследования должен быть заверен или он может быть признан ненадлежащим доказательством.

При подготовке иска необходимо сформулировать свои вопросы к органу опеки и попечительства и просить суд указать их в соответствующем определении о проведении обследования условий жизни ребенка и лиц, претендующих на его воспитание. В этом смысле, именно иск — это та единственная возможность заранее указать на конкретные особенности условий жизни семьи и другие обстоятельства дела, которые обосновывают заявленные исковые требования. Если опека в своем заключении будет учитывать эти обстоятельства, то оспорить их выводы как недостаточные и неполные будет очень трудно. Отсутствие таких вопросов в иске может повлечь формальную постановку судом вопросов в выносимом им определении о проведении обследования условий жизни ребенка, без учета конкретных обстоятельств дела и заявленных исковых требований.

В конце судебного разбирательства орган опеки огласит основанное на акте обследования свое заключение по существу спора. Бывает, что заключение по существу спора предоставляет только орган опеки по месту жительства истца, а не оба органа опеки (когда ответчик проживает в другом районе), что можно использовать, так как, строго говоря, одно заключение не полностью соответствует требованиям ст. 78 СК РФ и ст. 47 ГПК РФ и, вполне возможно второе заключение будет более выгодным для ответчика.

Порядок общения с ребенком после развода. Принудительное исполнение решения суда:

В случае невыполнения судебного решения, касающегося порядка общения детей с родителями, его принудительное исполнение осуществляет судебный пристав, имеющий право налагать административный штраф в размере от 2 000 до 3 000 рублей (при повторе взыскивается штраф в размере от 4 000 до 5 000 руб. или производится административный арест на срок до пяти суток).

При злостном невыполнении решения суд по требованию бывшего супруга, проживающего отдельно от ребенка, может вынести решение о передаче ребенка ему исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения.

Итак, развод это не взрыв, разносящий детей на недосягаемое расстояние от папы или мамы. Общение является не менее важной потребностью, как потребность в пище, воде и сне. Уже на шестой день полного одиночества даже у взрослого человека начинаются галлюцинации. Нельзя ребенку оставлять только общение с виртуальным папой (или мамой). Физическая изоляция – это гибель и чудовищное наказание. Родители, после развода — вам уже ничто не мешает жить дружно ради своих детей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *