Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Внешнее управление как процедура банкротства, цели, сроки, стадии и последствия процедуры управления». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес. Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д. Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).
Содержание:
Контроль за выполнением плана внешнего управления
Подтверждение функций, возложенных на внешнего управляющего, выполняется с помощью плана управления, разработать который необходимо в срок до 1 мес. со дня утверждения кандидатуры (п. 1 стат. 106 № 127-ФЗ). Документ должен соответствовать законодательным нормам, содержать срок восстановления состоятельности банкрота и обоснования для предпринимаемых мероприятий.
О ходе проводимых действий управляющий отчитывается собранию/комитету кредиторов. Отчет представляется по итогам руководства предприятием-должником по основаниям, предусмотренным в п. 1 стат. 117 № 127-ФЗ. Это, в первую очередь, оглашение результатов управления, полное погашение обязательств перед кредиторами, требования ряда лиц, а также другие основания для прекращения управления досрочно.
Основные признаки банкротства юридического лица
Необходимость признать официально несостоятельность и банкротство юридического лица возникает, если фирма не имеет возможности рассчитываться по счетам. При этом учредители не видят перспектив дальнейшего развития своего бизнес-проекта на рынке. Появляется большая задолженность перед разными кредиторами и в выплате заработной платы сотрудникам. Собственник задумывается об этой неприятной и хлопотной процедуре как о варианте закрыть свое предприятие с долгами.
Процедура банкротства юридического лица схожа с банкротством физического лица, когда физ. лицу нужно объявить себя банкротом перед банком. Но есть и различия.
Порядок банкротства юридического лица определен в федеральном законе №127, который претерпел изменения в 2015 году. Во многих случаях он предполагает различные меры по спасению убыточного предприятия, которые входят в состав процедуры. Сам закон, определяющий, что такое банкротство юридического лица, является пошаговой инструкцией, на которую необходимо опираться на каждом этапе.
Привести предприятие к такой серьезной ситуации могли как сочетание экономических факторов, так и неумелое руководство со стороны администрации, неэффективный менеджмент. В любом случае признать несостоятельным можно должника, который имеет определенные признаки банкротства юридического лица:
- совокупная задолженность всем кредиторам составляет не менее 300 000 рублей (включая налоги и платежи в бюджет);
- срок выплаты долгов нарушен и превышает 3 месяца по каждому отдельно взятому контрагенту;
- имеется немалая просрочка по заработной плате, выходным пособиям перед сотрудниками.
Задолженность может возникать вследствие различных обстоятельств и представлять собой:
- долги перед поставщиками товаров или материалов, которые отгружены, но не оплачены по выставленным счетам;
- не выплаченную зарплату, начисления за нее в бюджет;
- не возвращенные кредитным организациям займы;
- долги перед учредителями предприятия;
- задолженность, которая образовалась перед государственными фондами.
В эту сумму могут входить различные штрафные санкции, судебные выплаты или претензии со стороны клиентов.
Процедуры банкротства
При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:
- Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
- Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
- Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
- Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. После того, как должник признается банкротом, вводится конкурсное производство.
- При рассмотрении дела о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются:
- Реструктуризация долгов гражданина;
- Реализация имущества гражданина;
- Мировое соглашение.
Структура федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» структурирован следующим образом:
Закон делится на главы. Например, «Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ». Всего в законе 12 глав;
Главы состоят из статей. Например, «Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов». Всего в законе 233 статьи;
Статьи могут состоять из пунктов. Например, «Статья 17. Комитет кредиторов» состоит из восьми пунктов. Пункты обозначены арабскими цифрами (1., 2., 3. и т.д.). Общепринятая практика делить статью на части, а затем на пункты и подпункты, но в Законе о банкротстве статья делится именно на пункты, а не на части;
Пункты состоят из абзацев. Например, п. 3 ст. 17 состоит из семи абзацев. Абзацы цифрами или буквами не обозначаются.
Признаки неплатежеспособности юридического лица
Критерии, определяющие неплатежеспособность юридического лица:
- неспособность совершать выплаты по договорам, обязательным платежам;
- недостаточное количество имущества и активных средств.
Следует различать некоторые типы неплатежеспособности:
- временная – позволяет избежать банкротства при разработке соответствующей антикризисной стратегии;
- хроническая – означает значительное превышение доли средств, поглощаемых различными тратами (в том числе и на штрафы за неуплату) по отношению к прибыли;
- абсолютная – финансовое оздоровление невозможно или предполагаемый для него срок превышает лимит, установленный кредиторами.
Оздоровительные мероприятия: особенности проведения
Внешнее управление как процедура банкротства имеет особенности осуществления оздоровительных мероприятий:
- Период уведомления руководителя организации о внедрении внешнего управления составляет 1 день.
- О процедуре уведомляются учредители.
- В 10-дневный период с момента запуска процедуры направляют заявку на публикацию этой информации.
- Управляющий получает распоряжение по передаче ему всей документации.
- Документы передаются в течение 3 дней после вступления в должность управляющего.
- Собрание кредиторов первый раз назначается в течение 31 дня после начала процедуры.
- Об оздоровительных мероприятиях информируется ФССП, ФНС, банки.
- В органы контроля направляются соответствующие запросы.
- Организуется общее собрание всех работников предприятия.
- К работе организации привлекается бухгалтер и аудитор.
- Организуется инвентаризация.
- Производится анализ финансового положения предприятия.
- Имущество третьих лиц возвращается им.
- Составляется и рассматривается перечень требований кредиторов.
- Организуется собрание кредиторов.
- Составляется промежуточный и итоговый отчет и оглашается на собрании кредиторов.
- В арбитражный суд предоставляют план.
- Реализуются имущественные объекты.
Учитывая ограниченный срок внешнего управления при банкротстве, для всех стадий существует четко отведенные лимиты. Назначение – не более месяца. Это первичный этап. И к слову, он и я является самым важным. Ведь от того, кто вступит на должность, зависит позитивный или негативный исход всего мероприятия. Также стоит понимать, что данный гражданин должен занимать абсолютно беспристрастную, нейтральную позицию. Руководствоваться требованием закона, а не желаниями учредителей или собрания кредиторов. На второй стадии происходит утверждение плана. На его составление отводится ровно один месяц. За этот срок ставленник должен детально ознакомиться со всеми активами проекта, требованиями контрагентов. И выдвинуть документ на утверждение собранию кредиторов. Они имеют права внесения собственных корректировок, которые в связи с их интересами, покажутся эффективными. Третья стадия – самая длительная. Это реализация плана, выполнения комплекса оздоровительных мероприятий. Именно на ее долю приходится срок от 18 месяцев до двух лет. А завершающим этапом выступает полный расчет с долгами. Так что условно стоит выявить четыре главных части.
Признаки банкротства юридического лица
Главным основанием для начала процедуры банкротства выступает невозможность юридического лица выполнять собственные финансовые обязательства. Речь в данном случае идет о накоплении предприятием самых различных долгов:
- перед сотрудниками по заработной плате;
- перед бюджетом — по налогам и другим обязательным выплатам;
- перед контрагентами – по счетам за сырье, материалы и предоставленные услуги;
- перед банками и другими финансовыми организациями – по кредитам;
- перед собственниками – по выплате дивидендов и т.д.
Можно выделить несколько формальных признаков, выявление которых позволяет считать предприятием финансово несостоятельным. К ним относятся:
- размер общей задолженности компании превышает 300 тыс. рублей;
- просрочка по выплатам достигла 3-х и более месяцев;
- появились и накапливаются внутренние долги организации по заработной плате и социальным выплатам работникам.
Принятие решение о начале процедуры банкротства предполагает изучение и анализ не только признаков финансовой несостоятельности юридического лица, но и причин возникновения негативных явлений.
Они делятся на две группы – внешние и внутренние. Первые напрямую не зависят от деятельности компании и касаются объективных процессов, происходящих в экономике. Типичные примеры внешних причин банкротства – финансовый кризис, высокая инфляция, скачки курса национальной валюты.
Внутренние причины, как правило, связаны с качеством принятых в процессе управления предприятием финансовых, кадровых, юридических и других решений. Следствием допущенных ошибок становится низкая эффективность работы компании и, как следствие, потеря конкурентоспособности на рынке.
Это стадия, которая начинается с момента возбуждения производства по делу о банкротстве и продолжается вплоть до вынесения итогового судебного акта и введения внешнего управления, финансового оздоровления, в случае признания должника банкротом – процедуры конкурсного производства, отказа от признания должника банкротом, утверждения мирового соглашения.
Наблюдение – это лишь начальный этап, необходимый для выявления информации об имущественном состоянии должника и проведения финансового анализа, а также формирования реестра требований кредиторов.
Для выполнения указанных функций суд назначает временного управляющего, кандидатура которого определяется судом самостоятельно, либо по ходатайству кредитора – заявителя. При этом, последний вправе поставить перед судом вопрос как о выборе конкретного кандидата, так и одного из членов выбранной им саморегулируемой организации арбитражных управляющих.
Обращаем внимание, что временный управляющий обладает широким набором полномочий в деле о банкротстве, в числе которых — получение полных и достоверных сведений о должнике от самого должника, его контрагентов, государственных органов.
В его функцию также входит принятие мер, обеспечивающих сохранность имущества должника и о его возврате в имущественную массу, в том случае, если оно незаконно находится у третьих лиц.
Так, временный управляющий наделяется правом по обращению в суд с заявлением о признании недействительными сделок должника. Закон устанавливает перечень оснований для оспаривания сделок, совершенных в преддверии банкротства. К числу таковых относятся – сделки, совершенные отсутствие равноценного встречного предоставления, либо заведомо направленные на причинение вреда интересам кредиторов, а также сделки с предпочтением, совершенные в пользу конкретного кредитора в ущерб остальным.
Кроме того, временным управляющим осуществляется контроль за деятельностью органов управления должника, при этом, ряд управленческих решений, связанных с реорганизацией предприятия – должника, созданием филиалов и представительств, распределении прибыли не может решаться без санкции временного управляющего.
Своевременное выявление сведений о ликвидных активах должника, принятие мер по обеспечению их сохранности является залогом наиболее полного удовлетворения требований кредиторов. В этой связи, не представляется возможным эффективное проведение процедур без опытного арбитражного управляющего.
Исходя из изложенного, право кредитора – заявителя на назначение «своего» арбитражного управляющего является значительным преимуществом, поэтому большинство кредиторов стремятся успеть первыми возбудить процедуру банкротства.
На стадии наблюдения временным управляющим анализируются бухгалтерские документы должника, договоры с контрагентами, исследуется положение должника на рынке, данные об имуществе.
По результатам анализа перечисленной информации временный управляющий приходит к конкретному выводу о возможности/невозможности восстановления платежеспособности должника и целесообразности введения одной из нижеследующих процедур.
Финансовое оздоровление.
Действующий Закон о банкротстве не предусматривает сохранения за должником и его исполнительными органами полной финансовой и административной автономии, в особенности на стадиях, следующих после процедуры наблюдения.
Однако введение процедуры финансового оздоровления – это наиболее благоприятный вариант для должников, желающих стабилизировать свое финансово — экономическое состояние, и наладить производственную деятельность.
В ходе рассматриваемой процедуры принимаются реабилитационные меры, которые направлены на погашение задолженности перед кредиторами с помощью собственных средств должника. В этом финансовое оздоровление схоже с процедурой внешнего управления. Что касается процедуры конкурсного производства, то ее мероприятия предполагают возможность обращения взыскания и на активы контролирующих лиц должника.
Процедура финансового оздоровления проводится под руководством административного управляющего. Последний, являясь специалистом по восстановлению платежеспособности, проведя детальный анализ деятельности предприятия, обнаруживает, какие факторы повлекли возникновение признаков банкротства данной организации и предпринимает меры по их устранению и повышению эффективности производства.
Законом о банкротстве предусмотрен открытый перечень мер, направленных на повышение производственной эффективности компаний, в числе которых:
- перепрофилирование производства;
- закрытие нерентабельных производств;
- ликвидация дебиторской задолженности;
- продажа части имущества должника;
- уступка прав требования должника;
- исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);
- продажа предприятия (бизнеса) должника.
Смысл данных мероприятий состоит в обеспечении безубыточной работы предприятия, привлечении достаточных средств для того, чтобы регулярно погашать кредиторскую задолженность в соответствии с графиком.
При этом, к выводу о целесообразности той или иной меры с должной степенью достоверности может прийти лишь грамотный административный управляющий на основании детального анализа деятельности организации, ее потенциала, причин, повлекших неплатежеспособность, а также исследования рынка соответствующих товаров или услуг.
В рамках рассматриваемой процедуры составляется График погашения задолженности, в котором должно быть предусмотрено пропорциональное погашение требований кредиторов в установленной очередности. Во исполнения Графика погашения задолженности может быть представлено обеспечение со стороны любых лиц. Следует помнить, что в качестве которого не могут выступать имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения.
Если вопрос о введении финансового оздоровления был поставлен перед судом не кредиторами, а иными лицами, в том числе, самим должником или органами его управления, арбитражный суд вправе ввести данную процедуру лишь при условии представления обеспечения, в размере, превышающем размер обязательств должника, включенных в реестр не менее чем на двадцать процентов. При этом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов.
В случае отсутствия обеспечения исполнения должником обязательств, подлежит составлению План финансового оздоровления. Лица, ходатайствующие о введении финансового оздоровления должны представить суду достаточные доказательства того, что требования кредиторов будут удовлетворяться в соответствие с Графиком погашения задолженности. Представленный план должен содержать сведения о предполагаемых источниках доходов, сроках и размерах удовлетворения требований кредиторов.
Непогашение, либо неполное погашение требований конкурсных кредиторов является основанием для введения процедуры внешнего управления или конкурсного производства с отстранением органов должника от управления.
По своим характеристикам, финансовое оздоровление во многом схоже с процедурой наблюдения, поскольку не подразумевает прекращения полномочий органов управления должника, а лишь накладывает на них определенные ограничения.
Должник не лишен права заключать обычные хозяйственные сделки с независимыми контрагентами, которые не влекут для него чрезмерно обременительных обязательств и отчуждения активов.
При этом должник не вправе самостоятельно, без согласия кредиторов и административного управляющего заключать следующие сделки:
- имеющие элемент заинтересованности;
- связанные с приобретением и отчуждением имущества должника, выдачей займов (кредитов), поручительств, гарантий, доверительного управления имуществом;
- влекущие за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления;
- связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, за исключением реализации имущества должника, являющегося готовой продукцией (работами, услугами), изготовляемой или реализуемой должником в процессе обычной хозяйственной деятельности;
- влекущие за собой уступку прав требований, перевод долга, получение займов (кредитов).
Помимо основных стадий, существует еще скрытая стадия отказа. Его главная особенность — начало незаметного снижения номинальной «цены» фирмы.
Это может произойти даже тогда, когда специальный учет еще не установлен. Причина наступления скрытой стадии банкротства юридического или физического лица — это явный вид внутренних и внешних тенденций, неблагоприятных для фирмы.
К внутренним причинам можно отнести снижение качества управленческих решений. Наиболее успешным примером внешних тенденций является ухудшение условий для предпринимательства и ведения бизнеса для данного юридического или физического лица.
Что касается ухудшения общих характеристик финансового состояния предприятия, то к наступлению латентной фазы дела могут привести многие типы факторов.
Наиболее распространены следующие:
- увеличение объема неподконтрольной задолженности;
- резкое снижение или полное отсутствие спроса на отдельные виды продукции;
- качественное снижение кредитных показателей;
- расширение объема затрат организации.
В любой момент должник и кредиторы могут договориться о прекращении процедуры банкротства и заключении мирового соглашения. В дальнейшем компания продолжает работать и расплачиваться с долгами в соответствии с условиями, утвержденными собранием кредиторов.
Проще говоря, кредиторы идут навстречу компании и дают ей возможность спокойно погасить долги.
Но если мировое соглашение не приводится в исполнение, кредиторы или Федеральная налоговая служба могут подать в арбитражный суд заявление о его расторжении. В этом случае процедура банкротства возобновляется с того момента, когда было заключено соглашение, например, сразу после процедуры несостоятельности.
Мировое соглашение утверждается арбитражным судом только в случае погашения требований кредиторов первой и второй очереди.
Решение о заключении мирового соглашения принимается собранием кредиторов большинством от общего числа голосов. Он составляется в письменной форме и должен содержать положения о порядке / сроках погашения денежных обязательств должника.
Мировое соглашение может содержать:
- Положения, касающиеся урегулирования обязательств посредством предоставления компенсаций, обмена кредитов на доли уставного капитала и акций, облигаций или других ценных бумаг, новации обязательств, прощения долгов и т.д.
- Положение об изменении условий и способов исполнения обязательных платежей, внесенных в реестр кредиторов.
- Положения об уменьшении размера процентной ставки, более коротком сроке для расчета процентной ставки или освобождении от процентов.
Условия мирового соглашения для проголосовавших против его заключения не могут быть хуже, чем для проголосовавших за. Это касается конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.
Отличие финансового оздоровления от внешнего управления?
Часто внешнее управление путают с финансовым оздоровлением. Обе процедуры сходны в том, что направлены на восстановление бизнеса и погашение требований кредиторов.
Вместе с тем, между финансовым оздоровлением и внешним управлением имеются существенные отличия:
- При финансовом оздоровлении сохраняется менеджмент компании, руководитель продолжает осуществлять свои обязанности. В случае открытия внешнего управления руководителя увольняют и его полномочия переходят к управляющему.
- Финансовое оздоровление в первую очередь направлено на предоставление рассрочки для выплаты долгов перед кредиторами и привлечение инвестиций. При внешнем управлении проводится модернизация всего бизнеса и меняется стратегия деятельности компании.
Положительные и отрицательные стороны для кредиторов
Деятельность внешнего кредитора направлена на восстановление платёжеспособности юридического лица (к физическим лицам процедура не применяется) путём проведения различных эффективных экономических мероприятий. Таким образом, положительная сторона для потерпевшей стороны заключается в создании условий, при которых им будут возвращены долги ответчика.
Причём они вправе утверждать разработанный управляющим план действий, если он их устраивает, либо отклонить его и дождаться следующего, если часть из пунктов вызывает сомнение. То есть во время внешнего управления на руководящем уровне именно собрание кредиторов является действующим временным органом.
Правда, у такой процедуры могут быть и отрицательные последствия. Учитывая, что срок внешнего управления довольно длительный, времени на взыскание долгов потребует много. И далеко не всегда даже утверждённый кредиторами план управляющего гарантирует финансовое оздоровление компании-должника. Таким образом, спустя 2 года они могут остаться ни с чем и вновь подавать заявку на банкротство юридического лица-ответчика.