Принцип независимость суда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Принцип независимость суда». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Соблюдение этих требований обеспечивается тем, что нару­шение тайны совещания судей признано обстоятельством, влекущим обязатель­ную отмену приговора (ст. 345 УПК).

Особыми эти две формы являются прежде всего потому, что рассматриваемые в юридической литературе признаки и принципы правосудия в большей степени касаются обычных форм.

Правосудие осуществляется лишь по гражданским, уголовным делам, делам об административных правонарушениях, а также по делам, подсудным Конституционному Суду РФ.

Глава 1. Общие положения (статьи с 1 по 8)

В-третьих, система судов, их организационное обеспечение и процессуальная форма судопроизводства сами по себе ориентированы на независимость судей.

С точки зрения кремлевской бюрократии, если невозможно захватить ключевые позиции в Конституционном суде и вообще в конструкциях судебной власти, то эту власть следует всемерно ослабить. Именно здесь кроются серьезные корни курьезного на первый взгляд предложения о переезде высших судов в Санкт-Петербург.

В социальной жизни шаг гражданской свободы сменяется реакцией и шагом к тоталитаризму, исторический маятник качается, остановить его нельзя, хотя сдержать амплитуду колебаний возможно. Давным-давно в своем противостоянии с регулярно наступающим холодом человек научился строить дом. Созданием условий, исключающих угрозу независимости суда и судей извне, поставленная проблема не решается в полной мере. Конечно, существует проблема ограждения суда от влияния со стороны, от посторонних лиц. Но существует опасность влияния или давления на судей со стороны председательствующего или других судей, входящих в судейскую коллегию.

В сфере правосудия по делам военнослужащих эти особенности влияют лишь на определение подсудности с учетом воинского звания. Однако процедура в суде осуществляется по единым правилам, поскольку военные суды – часть судов общей юрисдикции и их деятельность регламентируется единым материальным и процессуальным законодательством.

Правосудие по уголовным делам завершается разрешением вопросов о виновности подсудимых и применением установленных законом мер к виновным либо оправданием невиновных. По делам об административных правонарушениях — наложением административного взыскания либо прекращением дела производством.

То есть, фактически, указывается на принцип независимости судей, который отображает аспект единоличного принятия решений, на которое не могут воздействовать иные суды, даже вышестоящие.

Все вышеизложенное обусловливает несомненную актуальность выбранной темы диссертационного исследования.

Что представляет собой принцип независимости судей?

В силу стоящих перед ним задач суд относится к числу государственных учреждений, решения которых оказывают влияние на деятельность органов других ветвей власти, затрагивают интересы различных должностных лиц и просто граждан. Поэтому арсенал способов и методов незаконного воздействия на суд за многие столетия накоплен внушительный.

Такой принцип устанавливается по той причине, что мнение судьи должно быть обосновано законодательством. Каждый судья принимает присягу и дает обязательства выполнять правосудие в соответствии с существующими законодательствами нашей страны. В тоже время, если в суд будут вмешиваться вышестоящие судебные инстанции, это может привести к формированию весьма существенной коррупции.

Созданием условий, исключающих угрозу независимости извне, поставленная проблема не решается в полной мере. Конечно, существует проблема ограждения суда от влияния со стороны, от посторонних лиц. Но существует опасность влияния или давления на судей со стороны председательствующего или других судей, входящих в судейскую коллегию.

В нашей стране судьи получают весьма существенную заработную плату. В тоже время, если сравнить данную зарплат, с заработной платой служителей фемиды за рубежом, то становится…

Современное развитие теории и практики судебной деятельности характеризуется недостаточной научной разработанностью проблемы независимости правосудия как принципа конституционно-правового характера. Вместе с тем, в сложившихся условиях публичное значение независимости правосудия существенно возрастает.

Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Председателем Следственного комитета РФ. Только ему предоставлено также право привлечения судьи в качестве обвиняемого по другому уголовному делу (т.е. возбужденному не в отношении этого судьи), а равно изменения в ходе расследования уголовного дела квалификации состава преступления, которое может повлечь ухудшение положения судьи.

Значение данного принципа правосудия состоит в создании для судей таких условий осуществления их деятельности, при которых они могли бы рассматривать дела и принимать по ним решения на основе Конституции и других законов, руководствуясь исключительно своим внутренним убеждением. Такая обстановка может быть обеспеченной, если суд огражден от какого-либо воздействия, давления на него со стороны.

Судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

Независимость судей является непременным условием отправления правосудия. Независимость — это исключение любого воздействия на судей со стороны других лиц и организаций при рассмотрении судом конкретных дел. При рассмотрении дел суд не связан мнением участников процесса.

А. Проблемы реализации принципа независимости судей в России: от теории к правоприменительной практике // Актуальные проблемы российского права. 2015.

Презумпция невиновности — один из основополагающих принципов уголовного судопро…

Разговоры о ней постепенно стихают, и это логично: судебная реформа всерьез — это означало бы ограничение произвола исполнительной власти, между тем как нынешняя фаза строительства «президентской вертикали» этого никак не предполагает.

Чтобы свести к минимуму фактор «давления» на судей, в том числе арбитражных и присяжных заседателей, законодательством предусмотрены различные гарантии обеспечения независимости судей, основные из которых закреплены в Законе о статусе судей.

Губернатор Владимир Сипягин отменил обязательные деловые встречи руководителей подразделений областной администрации с населением, посчитав их не эффективными. Что вы об этом думаете?

При рассмотрении дела суд руководствуется не мнениями участников процесса, а законом, принимает решения по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении всех материалов дела, анализе всех представленных доказательств.

Гражданский процессуальный кодекс рассмотрение дела в отсутствие заявителя

Только независимый и беспристрастный суд может справедливо рассмотреть уголовное, гражданское, арбитражное дело, вынести по нему законное и обоснованное решение, приговор. Гарантией независимости является установленный законом порядок отбора кандидатов на должность судьи. Особых форм правосудия — две. Во-первых, это деятельность суда по рассмотрению дел об административных правонарушениях с целью установить виновность лица в совершении правонарушения, наложить административное взыскание либо прекратить дело производством.

Но, если судья не может присутствовать на заседаниях и продолжать вести дело, в данном случае, может быть назначен иной судья. Но дело будет рассматриваться заново.

Необходимо строго соблюдать требования установленного Конституцией и законами РФ демократического принципа правосудия — независимости судей (присяжных и арбитражных заседателей) и подчинения их только закону. Несоблюдение этого принципа является существенным нарушением процессуального закона, влекущим отмену судебного решения*(59).

Глава 6. Предварительное рассмотрение обращений (статьи с 38 по 42)

Требования к судье, кандидату в судьи определены ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»*(64), порядок отбора кандидатов на должность судьи — ст. 5 того же закона*(65). На должность судьи назначаются*(66).

Корректируя в связи с принятием Конституции РФ Закон о статусе судей, зако­нодатель подчеркнул в ст. 1 п. 4 этого закона: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны».

Особо необходимо отметить ст. 120 Конституции РФ, в которой выражена суть принципа независимости судей: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Корректируя в связи с принятием Конституции РФ Закон о статусе судей, законодатель подчеркнул в ст. 1 п. 4 этого Закона: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону.

Созданием условий, исключающих угрозу независимости извне, поставлен­ная проблема не решается в полной мере. Конечно, существует проблема ограж­дения суда от влияния со стороны, от посторонних лиц. Но существует опасность влияния или давления на судей со стороны председательствующего или других судей, входящих в судейскую коллегию.

Человечество на всех этапах своего развития не могло обойтись без суда — учреждения по разрешению споров между людьми и понуждению их к отказу от таких форм поведения, которые представляли угрозу общим интересам.

См.: Панеях Э.Л. Самый гуманный суд: почему в России оправдывают лишь 1 человека из тысячи. URL: http:// daily.rbc. ru/opinions/politics/26/02/2015/54ed7be89a7947506257efdf (дата посещения: 13.05.2015).

Многоаспектность поставленной научной задачи потребовала привлечения широкого круга источников, связанных с различными подходами к анализу независимости судей как конституционного принципа правосудия. Представления о функциях суда в условиях разделения властей были развиты еще в трудах теоретиков «естественного права» Г. Гроция, Б.Спинозы, Д.Локка, Ш.Монтескье, Т. Джефферсона и других мыслителей.
С момента подготовки судебной реформы в 1991 г.2 идея обеспечения реальной независимости судей остается одной из наименее реализованных в конституционном законодательстве, а равно и в правоприменительной практике современной РФ. Мы достаточно радикально изменили подходы к осуществлению правосудия, отказавшись от привлечения общественности к рассмотрению дел в судах.

Независимость судей является непременным условием отправления право­судия. Независимость — это исключение любого воздействия на судей со стороны других лиц и организаций при рассмотрении судом конкретных дел. При рас­смотрении дел суд не связан мнением участников процесса.

Статус и роль суда как гаранта защиты прав человека в основном определяются Конституцией РФ, согласно ст. 119 которой суд есть самостоятельный и независимый орган государственной власти, обязанный решить задачу исключительной важности – обеспечить защиту прав и свобод человека.

Не допускается создание каких-либо специальных судов, осуществляющих правосудие для отдельных групп населения по социальным, национальным или иным признакам, а также создание чрезвычайных судов.

Еще по теме Принцип независимости судей.:

Проблемы обеспечения независимости правосудия получили свое развитие не только на монографическом, но и диссертационном уровне.

В Российской Федерации конституционно-правовые основы института независимости судей закреплены в Конституции РФ. Принцип независимости судей, который является базовым по отношению к иным конституционным принципам, определяющим правовой статус судей в России, гарантируется и декларируется в целом ряде положений Конституции РФ (ст. 120-122).

Правосудие обладает рядом принципом, которые закреплены в законах. Принципы правосудия — это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *