Может ли рабочий день водителя делится на части

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Может ли рабочий день водителя делится на части». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Однако до сих пор многие водители автомобилей не имеют информации о том, что представляет из себя «правильный» режим работы за рулем.

Режим труда и отдыха, предусмотренный настоящим Положением, является обязательным при составлении графиков работы водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм и требований настоящего Положения.
Как правило, рабочий день в таком случае делится на 2 части с перерывом продолжительностью более 2 ч и не более 4 ч для отдыха и питания.

Режим отдыха водителей в 2019 году

Кратный размер тарифной ставки 1-го разряда – 2,36. Водителю автомобиля установлены доплата за разделение рабочего дня на части в размере 50 % его тарифной ставки; премия за выполнение задания в размере 50 % также от его тарифной ставки. В этом случае график работы (сменности) водителя автомобиля в августе 2012 г.

Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях режима…» от 08.06.2005 № 63. Согласно этим нормам, разделение рабочего дня на части машинистов метро производится по следующим правилам:

  • вводится либо 1 перерыв на 2 часа, либо 2 — по часу;
  • отдых и питание в перерыв включаются;
  • у работников, занятых в составе локомотивных бригад при разделении рабочего дня на части в ночное время перерыв между частями не может быть меньше 2,5 часов.

В данных обстоятельствах трудностью является также посменный график, так как определить нормированную смену проблематично. Помимо этого, труд на протяжении двух рабочих смен подряд законодательно запрещен, но, как показывает практика, имеет место быть.

Работодатель обязан учитывать время, которое фактически отработано каждым водителем, в том числе для оплаты рабочего времени. Для этого стоит вести табель учета рабочего времени.
Деление смены в таких обстоятельствах создано для удобства руководящего аппарата и самих сотрудников, которые смогут находиться на рабочих местах только по факту необходимости, то есть при наличии конкретной работы. Основной целью деления трудового дня выступает оптимизация распределения временных ресурсов.

Оплата рабочего дня, разделенного на части

Законодательство не определяет на какое количество частей и какой продолжительности возможно разделить рабочий день. На практике рабочий день обычно делят на две части с неоплачиваемым перерывом более двух часов, включая время перерыва для отдыха и питания. Эти части могут быть равными по продолжительности, а могут быть и различной продолжительности.

Отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами либо локальными нормативными актами работодателя могут быть предусмотрены доплаты работникам за неудобства, причиняемые разделением рабочего дня на части.

На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.

Также, если направленность предприятия предполагает более частые остановки производственного процесса, то перерывы определяются в большем количестве. Для того чтобы выявить, является ли рабочий день раздробленным, необходимо определить характер перерыва.

Как можно разделить рабочий день водителя автомобиля на части?

При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы. Особенности разделения рабочего дня на части для некоторых работников могут предусматриваться нормативными правовыми актами.

Возможно, ли разделение рабочего дня на части водителя автобуса, который не работает на регулярных городских, пригородных и междугородных маршрутах? В Приказе Минтранса № 299 прописан порядок разделения рабочего дня на части только для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных маршрутах. При ежедневном учете рабочего времени водитель работает по стандартной 40-часовой неделе. При этом если у него 5 рабочих дней, то длительность каждого из них не должна превышать 8 часов. Если у водителя 6 рабочих дней, то каждый из них должен быть не длиннее 7 часов.

А значит, такой режим можно установить любому сотруднику, если для этого есть объективные причины и соблюдена определенная процедура.

Это фиксируется в ст. 108 ТК РФ. Подобное положение строго обязательно для любых управленцев вне зависимости от правовой формы организации, а также от режима трудового дня, предполагаемого в компании. Подобный период на восстановление сил и приема обеда может использоваться сотрудником в любой момент смены.

ЭТО ВАЖНО! Если такой режим рабочего времени вводится по инициативе работника, то доплата не устанавливается. Дело в том, что водители должны подчиняться графику отправления автобусов, устанавливаемому местными предприятиями пассажирского транспорта.

Например, пусть водитель имеет стандартный 8-часовой рабочий день. В середине дня водитель в течение 3-х часов охраняет автомобиль и груз на стоянке. Время охраны может быть зачтено как полностью, так и на 30 процентов. Если время будет зачтено на 30 процентов, то из 3-х часов фактической охраны в рабочее время войдет только один час.

В результате промежуток, охватывающий все поездки, может превышать стандартные для 40-часовой недели с 5 рабочими днями 8 часов в день.

Обратите внимание, использование времени охраны груза позволяет вполне законно увеличить фактическую продолжительность стандартного рабочего времени. Эту информацию можно использовать, чтобы избежать штрафа за нарушение режима труда и отдыха. Однако позаботиться об этом нужно заранее, т.к. время охраны груза должно быть внесено в график работы водителя.

Режим разделения рабочего дня на части — это разделение рабочего дня (смены), в течение которых работник трудится у данного работодателя, на несколько частей, между которыми установлены перерывы определенной продолжительности, при этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы.

Так, наниматель не имеет права единолично принять решение об использовании подобного режима труда. Ему также необходимо получить согласие профсоюза, который должен убедиться, что принимаемые корректировки не отразятся на служащих негативно, а также не нарушат их права.

Это обусловлено необходимостью водителя подстраиваться под график движения автобусов, который определяет руководитель организации пассажирских перевозок. Таким образом, трудовой период, включающий все поездки сотрудника, может превышать зафиксированную законом норму.

Разделение рабочего дня на части возможно при соблюдении следующих условий (ст. 105 ТК РФ):

  • при выполнении работ, где это необходимо вследствие особого характера труда;
  • при осуществлении работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены);
  • порядок и условия разделения рабочего дня на части должны быть установлены в локальном нормативном акте работодателя с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при ее наличии в компании).

Разрыв между частями рабочего дня — не свыше 2 часов. В это время не входит ни обеденный перерыв, ни время отдыха.

Законодательством не определяется, на какое количество частей может быть разделен рабочий день. На практике рабочий день делится на две части с перерывом более 2 часов. Возможно установление большего количества перерывов. Указанные перерывы не оплачиваются. Обеденный перерыв включается в указанные перерывы.

Случаи, в которых актуально разделение рабочего дня на части

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более 2 часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены).

ТК). При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать для данной категории рабочих продолжительности ежедневной работы.

Такой режим не может быть установлен произвольно или по желанию одной из сторон трудовых отношений. В случае возникновения трудового или налогового спора работодатель должен будет доказать, что для подобного деления существовали объективные причины*.

Время перерывов в рабочее время не включается и не оплачивается. Количество частей, на которое может делиться рабочий день, а также продолжительность неоплачиваемых перерывов между ними ТК РФ не регламентированы и определяются работодателем. Как правило, это две приблизительно одинаковые части с перерывом более двух часов.

Перечни профессий и должностей работников, которым могут устанавливаться указанные доплаты, утверждаются в каждой организации самостоятельно.

Под особым характером труда в ст. 127 ТК нужно понимать специфику производства и (или) работы, исключающую или делающую экономически нецелесообразным нормальный, т.е. не разделенный на части, режим рабочего дня.

Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена, утвержденного Приказом Минтранса России от 08.06.2005 N 63, работникам, непосредственно связанным с обслуживанием пассажиров, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части.

Особенности разделения рабочего дня на части для некоторых работников могут предусматриваться нормативными правовыми актами.

Режим труда и отдыха водителей

В зависимости от сферы деятельности и профиля производства, его масштабов и количества привлеченных сотрудников, на предприятии может вводиться режим разделенного трудового дня.

По общему правилу норма продолжительности ежедневной работы должна быть отработана в течение рабочего дня (смены) с одним перерывом для отдыха и питания, не превышающим 2 ч (ст. 134 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).

Можно ли водителям автомобилей устанавливать ненормированный рабочий день, и если да, то на каких условиях? Количество и продолжительность рабочих смен по графикам сменности при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

Если разделение рабочего дня на части предусмотрено отраслевыми нормативными правовыми актами и соглашениями, их положения нужно учесть при разработке локального нормативного акта работодателя.

Законодательство не содержит исчерпывающего перечня условий (причин, оснований) разделения рабочего дня на части и оставляет его открытым для нанимателя и профсоюза.

Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Оплата труда водителя автомобиля в этом случае производится по установленной в организации системе оплаты труда отдельно за работу в качестве водителя автомобиля и за выполнение другой работы. Учет рабочего времени производят раздельно. Устанавливать доплату за разделение рабочего дня на части в данном случае нецелесообразно.

Таким образом, при установленном рабочем дне с 8:00 до 22:00 рабочее время, подлежащее оплате, рассчитываем без учета перерыва продолжительностью 4 ч (с 14:00 до 18:00). Продолжительность оплачиваемого рабочего времени составит 10 ч.

Время перерывов в рабочее время не включается и не оплачивается. Количество частей, на которое может делиться рабочий день, а также продолжительность неоплачиваемых перерывов между этими частями Трудовым кодексом РФ не установлены. Поэтому работодатель самостоятельно определяет условия труда для работников, рабочий день которых делится на части (ч. 1, 2 ст. 8, абз. 7 ч. 1 ст. 22, ст. 105 ТК РФ). Как правило, это две приблизительно одинаковые части с перерывом более двух часов. В то же время для отдельных категорий работников составляющие режима разделения рабочего дня на части установлены отраслевыми нормативными правовыми актами, а также отраслевыми соглашениями:

  • для водителей трамваев и троллейбусов (п. 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса, утвержденного Приказом Минтранса России от 18.10.2005 N 127);
  • для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах (п. 13 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15);

При таком режиме рабочего дня (смены) работнику предоставляют длительные перерывы, количество и продолжительность которых устанавливают в зависимости от интенсивности производственной деятельности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *