Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила принятия законопроекта». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В состав группы входят депутаты, работники аппарата профильного комитета, представители субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, представители органов государственной власти, общественных объединений, ученые, эксперты. В случае если законопроект соответствует профилю двух или нескольких комитетов, в рабочую группу включаются представители всех этих комитетов.
Для работы над законопроектом ответственный комитет может создать рабочую группу из числа депутатов — членов данного комитета.
Обсуждение законопроекта в комитетах Государственной Думы проходит открыто, с приглашением представителя субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, и может освещаться в средствах массовой информации.
Содержание:
Рассмотрение законопроекта и принятие (одобрение) закона Государственной Думой
В случае принятия законопроекта в первом чтении устанавливается срок представления поправок к законопроекту в ответственный комитет, на который возлагается работа с поправками к законопроекту и подготовка его к рассмотрению Законодательным Собранием во втором чтении.
В рамках стадии законодательной инициативы происходит реализация уполномоченным субъектом своего права законодательной инициативы, т.е. права возбуждать перед законодательным органом вопрос об издании нового нормативного акта…
Особая роль в законодательном процессе принадлежит основному органу законодательной власти государства, то есть, как правило, парламенту, и его структурам. В рамках их компетенции законодательный процесс определяется установленными парламентскими процедурами.
Аппарат Государственной Думы обязан ежеквартально информировать всех субъектов права законодательной инициативы о поступивших на рассмотрение законопроектах, результатах рассмотрения законов не только в Государственной Думе, но и в Совете Федерации, Президентом России, что способствует координации деятельности всех субъектов, обладающих правом законодательной инициативы.
Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счёт федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ, причём Правительство обязано в двухмесячный срок представить такое заключение.
При рассмотрении законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции Российской Федерации, его актуальности и практической значимости. Обсуждение начинается с доклада субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, или его представителя и содоклада представителя ответственного комитета.
Закон действует на всей территории РФ, пока не будет отменен или заменен другим или не истечет срок действия, если он указан.
Законодательный процесс — это процедура принятия закона, состоящая из определенных стадий — самостоятельных, логически завершенных этапов и организационно-технических действий.
Правовое управление аппарата рассматривает законопроект, принятый в первом чтении, с учетом поступивших поправок, при необходимости готовит заключение.
Анкетирование субъектов РФ (Герасименко и др., 1999) показывает перечень федеральных законов, которые следует принять в первоочередном порядке.
Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту России для подписания и обнародования. В течение четырнадцати дней Президент России подписывает федеральный закон и обнародует его. Если в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона Президент России отклонит его, то обе палаты парламента рассматривают его в установленном Конституцией России порядке.
Порядок принятия федеральных законов: Законодательный процесс. Принятие закона состоит из нескольких последовательно следующих одна за другой стадий, совокупность которых называется законодательным процессом.
Законодательный процесс и его стадии
При внесении альтернативных законопроектов Государственная Дума рассматривает их одновременно посредством рейтингового голосования. В соответствии с Постановлением Государственной Думы от 22 января 1998 г. <1> рейтинговое голосование представляет собой ряд последовательных количественных голосований по каждому вопросу, в которых может принять участие каждый депутат.
В соответствии с Конституцией РФ особый порядок предусмотрен для одобрения в обеих палатах федеральных конституционных законов (эти законы соответствующим большинством одобряются двумя палатами и после этого подлежат подписанию Президентом и обнародованию, т. е. без возможности вето Президента). Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение.
Если Совет федерации отклоняет федеральный закон, то палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления разногласий. После этого федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
Согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения.
Если Совет федерации отклоняет федеральный закон, то палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления разногласий. После этого федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
Нарушение конституционного порядка прохождения законопроекта хотя бы на одной из этих стадий лишает принятый акт законной силы. Поэтому Конституция РФ и Регламенты палат детально регламентируют законодательный процесс.
День и час рассмотрения дела в судебном заседании определяются в соответствии со сроками, установленными законом, с учетом составленного на текущий месяц расписания судебных заседаний. 2. По делам…
После голосования по поправкам, рекомендованным ответственным комитетом к отклонению, рассматриваются поправки, решение по которым комитетом не принято.
Промульгация и издание закона. После принятия закона парламентом наступает стадия промульгации закона главой государства. Промульгация включает несколько элементов. Это удостоверение закона и того факта, что он принят по должной процедуре, подписание закона, распоряжение о его опубликовании и исполнении. Глава государства имеет право не подписать закон (право вето), и тогда он не вступает в силу.
В случае, если Совет Федерации отклоняет закон, Государственная Дума может повторно принять его двумя третями голосов.
На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.
Зарегистрированный законопроект и материалы к нему направляются в профильный комитет Государственной Думы.
Еще одно конституционное требование, обеспечивающее верховенство закона, — официальное опубликование для всеобщего сведения текста законов, — соблюдается.
Она устанавливает, что эти законы принимаются Государственной Думой (ч. 1 ст. 105), создавая тем самым впечатле-Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации 533 ние, будто законодательный процесс на этом заканчивается. jja самом деле Государственная Дума только утверждает законопроект, который после этого именно в таком качестве передается в Совет Федерации.
Однако такое понимание процесса перерастания законопроекта в закон в нашей конституционной системе отсутствует, в связи с чем приходится пользоваться закрепленной в Конституции терминологией.
На базе концепции разрабатывается текст нормативного правового акта. И прежде чем его вносить, следует еще раз проверить, в полной ли мере данный акт соответствует Конституции РФ и нормативным правовым актам более высокой юридической силы, а также правилам юридической техники.
При работе над законопроектом ответственный комитет может сформировать рабочую группу из членов ответственного комитета, депутатов Государственной Думы, представителей субъекта права законодательной инициативы, а также представителей органов государственной власти, различных организаций, экспертов и специалистов.
Для ознакомления законопроект направляется также в комитеты, комиссии и депутатские объединения, Президенту РФ, Совету Федерации, Правительству РФ, в суды высших инстанций по вопросам их ведения. Это так называемая «малая рассылка», поскольку в данном случае привлекаются не все субъекты права законодательной инициативы. На этой стадии никакой работы над текстом законопроекта не проводится.
ВОПРОС 21: Каков порядок принятия законов в нашей стране?
В прежних, советских конституциях право законодательной инициативы демагогически закреплялось за общественными организациями, хотя свободно пользоваться им они не могли. Но в плюралистическом свободном обществе это стало невозможным из-за резкого увеличения числа общественных организаций.
Отвечающий всем этим требованиям законопроект регистрируется -контроль за регистрацией осуществляется Комитетом, но организации работы Государственной Думы, — после чего Советом Думы передается для предварительного рассмотрения в один или несколько комитетов, согласно их предметной компетенции.
Законотворчество — более широкое понятие: оно не исчерпывается собственно созданием законов, а охватывает и деятельность по созданию закона, и оценку его эффективности, и возможную последующую корректировку (изменение, дополнение).
Возможна совместная законодательная инициатива субъектов. Особое значение она приобретает для субъектов РФ в связи с наметившимися принципиально новыми подходами их участия в федеральном законотворчестве. Не исключается совместное осуществление законодательной инициативы и другими ее субъектами.
Субъектами права законодательной инициативы могут быть депутаты региональных парламентов, депутатские объединения, высшие должностные лица, правительства, конституционные и уставные суды, федеральные структуры и их представители (члены Совета Федерации, прокуроры и др.). Также право внесения законопроекта имеют представительные органы муниципальных образований.
Уставом Санкт-Петербурга правом законодательной инициативы помимо указанных в ст. 31 депутатов и должностных лиц наделены также почетные граждане города.
Правовое управление аппарата Законодательного Собрания осуществляет его правовую экспертизу на соответствие действующему законодательству.
Законотворческий процесс — это процесс принятия и вступления в силу закона, начиная от внесения законопроекта, и завершая опубликованием принятого закона.
В первом чтении обсуждаются принципиальные положения проекта. При отрицательном решении проект снимается с повестки дня, при положительном — передается в постоянную комиссию, соответствующую профилю проекта. Во втором чтении обсуждается и голосуется каждая статья проекта, обсуждаются и голосуются поправки. Обсуждение на пленарном заседании бывает двух видов: свободное и фракционное.
Согласно ч.1 ст. 104 Конституции РФ, правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ — по вопросам их ведения.
Процедуру федерального законодательного процесса можно представить как последовательность следующих основных стадий: реализация права законодательной инициативы; обсуждение законопроекта; принятие закона; опубликование закона.