Ответственность за нанесение телесных повреждений по законам хаммурапи

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за нанесение телесных повреждений по законам хаммурапи». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Не ограничивалась власть господина над рабом. Лишь некоторые категории рабов, составлявших меньшинство, пользовались защитой закона. Это рабыни, имевшие детей от своих владельцев. Такие дети считались свободными. Закабаленные за долги не могли находиться в рабском состоянии более трех лет.

Вместе с многочисленными деловыми документами своей эпохи, дошедшими до нас благодаря тому материалу, на котором они были написаны, то есть глине, Законник Хаммурапи свидетельствует о значительной хозяйственной активности вавилонского общества.
Уголовное право по законам Хаммурапи основывало свои требования на двух принципах: а) наказуемо то, что нарушает установленный традицией порядок; б) наказуемо то, что причинило ущерб личности человека или его подвластным. Соответственно, уголовному взысканию мог подвергаться любой, хотя мера этой ответственности зависела и от социального положения преступника, и от сословного статуса потерпевшего.

Как определить тяжесть повреждений при побоях

Если лекарь, цирюльник, снимая бельмо у авилума с глаза, по-вредил его, то ему отрубали кисть руки. За такое же повреждение, нанесенное рабу, лекарь мог отделаться штрафом. Следовательно, принцип талиона в ЗХ нашел более полное отражение, чем в каком- либо другом памятнике права той эпохи. Его происхождение ведет свое начало от законов шумеров.

Анализ преступлений и наказаний по ЗХ показывает явное неравенство социальных групп, их откровенно классовый, рабовла-дельческий характер, привилегированное положение авилум. Если раб сказал своему хозяину: «Ты не мой господин», — то господин может отрезать ему ухо (ст. 283).

Начиная с древнейших времен и по настоящее время, все человечество живет по законам, принятым в каждом отдельном государстве. Что-то есть схожее в них, чем-то они различаются. Но суть законов одна и та же — вся жизнь подчиняется определенным правилам и все жители государства должны им подчиняться. В случае нарушения закона виновный должен быть наказан.

Разрешалось иметь двух жен, причем личные и имущественные права жены были значительными; так, ее приданое наследовали только ее дети. Развод допускался, но только через суд. Дети от рабыни по смерти господина получали свободу.

Это сходство древнего права с позднейшими правовыми системами более неожиданно, чем очевидные различия в конкретных правилах.

А она блюла себя и греха не совершала, или же она люто возненавидела своего мужа. Сказав ему: «Не трогай меня. Не прикасайся ко мне» (ст. 142)». Во втором случае дело о разводе надлежало рассматривать в том квартале, где женщина проживает. Закон предусматривал некоторые гарантии женщине с детьми, если ее оставил сожитель.

Тяжким преступлением была (3) кража разных видов : наибольшая ответственность наступала за воровство «достояния бога или дворца», т. е. храмового или царского имущества, в случае незначительной ценности украденного ответственность понижалась. Особо квалифицировалась кража со взломом либо кража, сопровождавшаяся убийством.

Рабов продавали, уплачивая при этом пошлину в 20-25% от стоимости, сдавали в наем, закладывали и т.д. Потомство рабыни считалось собственностью хозяина.

Внешне кодекс представляет собой черный базальтовый столб, обнаруженный в 1902 году французской археологической экспедицией в г. Сузы — древней столице Элемского царства (территория современного Ирана).

Испытания водой (ордалии) также означали гибель человека, так как подозреваемый, как правило, тонул. Если жрица вошла в питейное заведение, по закону ее следовало сжечь (ст. 110).

Уголовное право Законника отличается, подобно другим древневосточным кодексам, значительной суровостью.
С окончательным оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. По наиболее распространенной богословской версии, бог Брахма — творец всего существующего — сотворил брахманов из своих уст, кшатриев — из рук, вайшьев -из бедер и шудр — из ступней.

Один из участников экспедиции вспоминал: «Это была конусообразная базальтовая стелла 2,25 м высоты. Наверху, на лицевой стороне стеллы находился рисунок, изображающий бога солнца Шамаша, вручающего свиток документов знатному человеку царского обличья. Мы сразу поняли, что перед нами прекрасное произведение древневавилонского изобразительного искусства. Под рисунком — свод клинописных знаков…».

Процесс происходит в форме спора сторон в судебном заседании. Все участники процесса наделены равными процессуальными правами. Суд обязан выслушать обе стороны.

Пожалуйста, отключите его на нашем сайте, нажав \»приостановить его на этом сайте\». У нас только Яндекс реклама…

Еще одну категорию населения составляли войны – редум, баирум. За свою воинскую службу царю они наделялись землей, где вели сельское хозяйство, на определённых условиях. Закон обязывал воинов строго выполнять главное условие — нести службу: если воин отказывался идти в поход, его ждала казнь.

Особенностью древневавилонского общества являлось превращение государства в лице царей в крупнейшего землевладельца и рабовладельца. Царский земельный фонд складывался как в результате превращения храмовых земель в государственные, так и в результате захвата и покупки общинных земель.

В случае плена и даже долгого отсутствия права воина на надел сохранились. Имущество и надел, данные воину на праве иклу, нельзя было продавать, да и любые денежные сделки с ними вообще считались не действительными. Однако если воин сам бросил надел и по своей воле отсутствовал более 3 лет, он не мог претендовать на возврат имущества.

Стоит сказать, что ЗХ в какой-то степени защищали крестьянина-общинника, попавшего в сети ростовщика, от погашения долга путем передачи заимодавцу поля или сада с ожидаемым урожаем (ст.ст. 49, 52, 66). Статья 48 ЗХ спасала должника-крестьянина от потери участка в случае неурожая.

Возраст наступления ответственности

Свод судебных правил был записан в самом конце царствования знаменитого правителя – около 1750 г. до н. э. – и должен был сохранить на будущее плоды судебно-реформаторской и административной деятельности царя.

Строго говоря, это были не законы в общем значении слова, а отдельные или типичные судебные решения, записанные для общего сведения.

Таким образом, можно сделать вывод, что ЗХ преимуществен-но защищали права господствующего класса рабовладельцев.

Самым древним и основным уголовным наказанием были штрафы. Некоторые правила регулировали охрану частных аграрных хозяйств.

Эти статьи устрашали бракоделов. Такое же наказание грозило ростовщику, если он дурным обращением довел до смерти сына своего должника, отданного в долговую кабалу. Если лекарь, цирюльник, снимая бельмо у авилума с глаза, повредил его, то ему отрубали кисть руки. За такое же повреждение, нанесенное рабу, лекарь мог отделаться штрафом.

Л.С. Васильев. История Востока

Его происхождение ведет свое начало от законов шумеров. Анализ преступлений и наказаний по ЗХ показывает явное неравенство социальных групп, их откровенно классовый, рабовладельческий характер, привилегированное положение авилум. Если раб сказал своему хозяину: «Ты не мой господин», — то господин может отрезать ему ухо (ст. 283).
Другую группу составляли преступления против собственности. Воры и покупатели краденого у частных лиц сурово наказывались, но особо охранялась, как уже говорилось, собственность дворца или храма.

Правление царя Хаммурапи (1792-1750) ознаменовано созданием сборника законов. Первая кодификация была создана на втором году правления; это был год, когда царь «установил право в стране». Данная кодификация не сохранилась.

Кроме того, сохранилось большое количество копий отдельных частей этого судебника на глиняных табличках.

Разница между переломом нижней и верхней челюсти

Правовые положения изложены казуистически, без обобщений. Вполне возможно, что законы Хаммурапи представляли собой записи судебных решений.

Судопроизводство: не различается уголовный и гражданский процесс. Обвинение поддерживает частное лицо, нет общественного обвинения, штраф полагается потерпевшему и взыскивается по его инициативе.

Этой основной идее подчинялась и система наказаний. Тяжкие преступления предписывалось безусловно карать смертью . За некоторые (видимо, оцененные как особо злостные действия) казнь квалифицировалась: бросить в огонь, утопить в реке, посадить на кол. В ряде случаев практиковалось изгнание из общины .

Задатки формирования парламентской монархии в Англии произошли тогда, когда «Долгий парламент» принял к обсуждению билль о ликвидации епископата (прекрасно сознавая, что за этим последует столкновение с королем, придерживавшимся формулы «нет епископа — нет короля»), отнял у короля Карла I командование армией и устранил ряд королевских чиновников как наиболее одиозных фигур.

Смертная казнь применялась не только в случае умысла преступника, но и по его неосторожности. Так, например, строитель, построивший дом, который обвалился, убив хозяина дома, подлежал смерти. Если при этом погибал сын хозяина, то убивали и сына строителя (п.230). Лекарю, неосторожно выколовшему глаз больному во время операции, отрубали кисть руки (ст.218).

З.Х. знают следующие виды наказаний: 1) смертную казнь (утопление, сожжение, сажание на кол), 2) членовредительство (принцип талиона) (отсечение руки, отрезание уха); 3) телесные наказания (нанесение ударов плетью); 4) другие виды наказаний (рабство, изгнание из общины, штрафы, при этом заведомая непосильность штрафа может быть равносильна смерти преступника).

Но ценность находки еще более возросла, когда, доставив ее в Париж, в Лувр — национальный музей Франции, ученые узнали, что перед ними предмет редкостного сочетания искусства мастера-художника с изумительным творением древнего законодателя. Это был знаменитый памятник древневосточного рабовладельческого права — Законник царя Вавилона Хаммурапи.

Заслуживает внимания положение, по которому даже царь и его чиновники не могли вмешиваться в земельные отношения общины, распоряжаться ее недвижимым имуществом.

Повреждения средней тяжести, какие они?

В ЗХ встречаются свидетельства коллегиального состава суда. Судебные заседания, проводились как во дворце царя, так и на территории храмов. В ведении любого суда находилось рассмотрение широкого спектра дел — в области гражданского, уголовного, семейного права.
Круг доказательств, принимаемых к рассмотрению судами. К ним относятся свидетельские показания, причём свидетели должны были в свою очередь доказывать свои слова. Кроме того, доказательствами служили письменные документы, в том числе с печатью. Если истец не мог представить суду этих доказательств, то его претензии судом не принимались. Особый вид доказательств составляли обращения к «божьему суду».

Вместе с тем родоплеменные воззрения на преступление и наказание полностью не утратили своего значения. К таким пережиткам относится ответст-венность общины за грабеж, если виновный не был схвачен и скрылся (ст.ст. 23, 24), изгнание из общины и отцовского дома человека, со-вершившего кровосмесительное преступление (ст.ст. 154, 158).

По ЗХ брак считался разновидностью договора. Обычно он заключался между родителями жениха и невесты, согласие последних не требовалось. Да и вряд ли такое согласие имело правовое значение. Если учесть, что девочек выдавали замуж с 7-8 лет. Действовало правило: нет договора — нет брака и семьи. «Если человек взял жену и не заключил с ней письменного договора, то эта женщина не жена» (ст. 128).

Эти законы не были еще вполне правовыми предписаниями, большинство правил устанавливало неюридического характера порядки в государственно-храмовом хозяйстве Лагаша, упорядочивало оплату жрецов и других слуг правителя, гарантировало держателям храмовых и государственных наделов их права на будущее на основе справедливости.

Во времена Хаммурапи товарно-денежные отношения достигли более высокого уровня, чем в Древнем Шумере. Община переживала кризис.
Штраф в виде взыскания многократной стоимости похищенного был равнозначен смертной казни. Заведомая непосильность таких штрафов, как например тридцатикратная стоимость похищенного из дворца или храма вола, ладьи и прочего, предполагала неизбежную смерть преступника. Величина штрафа (так же как и тяжесть членовредительских наказаний) зависела от социального положения преступника и потерпевшего.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *