Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как выйти из реестра недобросовестных поставщиков?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Таким образом, внесение второго победителя в реестр недобросовестных участников после истечения 6 месяцев со дня проведения конкурса, является незаконным и является основанием для обжалования в суде решения государственного органа, который внес Поставщика в реестр недобросовестных участников.
Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) – это список компаний-участников, уклонившихся от подписания контракта либо нарушивших его условия. Для 44-ФЗ и 223-ФЗ ведутся два разных РНП.
Тем временем пришел день подведения итогов. Из нескольких поставщиков, подавших заявки, никто не явился в аукционный зал. Тогда комиссия заказчика рассмотрела вторые части заявок, отобрала те, что соответствуют требованиям, и назначила победителем участника, приславшего свою раньше всех – компанию А.
Содержание:
Как не попасть в реестр недобросовестных поставщиков?
Кроме того, в арбитражной практике встречаются случаи заключения мировых соглашений, целью которых является исключение сведений из РНП <4>.
N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», прекратившим свое действие с 1 января 2014 г. Что имели на момент всей этой истории — 1. Победа в конкурсе. 2. Стойкое нежелание победителя заключать контракт с заказчиком (причины указаны в предыдущем посте). 3. Риск попасть в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Суд отказал в удовлетворении заявления. Он отметил, что закон не предусматривает возможность восстановления пропущенного срока на том основании, что он нарушен незначительно (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2015 г. № 13АП-2095/2015 по делу № А21-7345/2014).
Ей был отправлен проект контракта, однако письмо почему-то попало в “Спам”. Прошло 5 дней, срок подписания был упущен, заказчик отправил сведения о поставщике в РНП и организовал новую закупку.
С 2018 года прохождение предварительного квалификационного отбора (ПКО) является обязательным условием участия в закупках на портале «Самрук — Казына».
Получает официальное заключение от этой же даты Х, что в результате скачка напряжения сгорела материнская плата, поврежден HDD. Вывод специалиста — полная замена системного блока. Далее что имеем здесь по документам — договор с фирмой, письмо в фирму по скачку напряжения, вывод фирмы на их бланке, акт выполненных работ (диагностика), счет на оплату, платежное за диагностику.
Включение в реестр влечет следующие последствия:
- Денежные средства, внесённые в качестве обеспечения заявки для участия в закупке, в большинстве случаев не возвращаются поставщику (участнику) (ч. 15 ст. 44 Закона № 44-ФЗ, ч. 26 ст. 3.2. Закона № 223-ФЗ);
- Документация подавляющего числа закупок содержит требование о том, чтобы участник закупки не был включен в реестр недобросовестных поставщиков, что влечёт невозможность участия в закупках в течение 2 лет;
- Испорченная деловая репутация.
Реестр недобросовестных поставщиков разработан специально для тех компаний, который не хотят должным образом исполнять своих обязательств по государственным контрактам.
В 2016 году АО «Самрук-Казына» объявило о переходе на новую модель закупок с прохождением процесса предварительного квалификационного отбора (ПКО) для потенциальных поставщиков. Это нововведение вызвало среди поставщиков массу сомнений. Многие компании утверждают, что пройти ПКО сложно, долго и дорого. Требуются множество документов по системе менеджмента качества.
Рассмотрим несколько историй, когда компаниям, включенным в РНП, удавалось убедить суд в незаконности своего нахождения в реестре. Итак, по каким причинам суд исключит организацию/предпринимателя из реестра недобросовестных поставщиков?
- Предприниматель заболел и не смог вовремя направить заказчику подписанный контракт.
Реально, опыта подобных дел на тот момент не было вообще. Быстро проштудировав все возможные варианты, почитав тематические форумы, в том числе решения УФАС по таким же «злостным уклонистам», совместно были найдены следующие варианты — больничный (командировка) либо техническая невозможность подписания контракта в час Х.
Как быть, если Вы попали в Реестр? Обжаловать ли решение антимонопольного органа о включении в Реестр?
В Законе РК «О государственных закупках» установлены жесткие сроки подписания Договора о государственных закупках победителями конкурсов, в том числе вторыми победителями (ст. 43 Закон РК «О государственных закупках»).
Как быть, если Вы попали в Реестр? Обжаловать ли решение антимонопольного органа о включении в Реестр?
В Законе РК «О государственных закупках» установлены жесткие сроки подписания Договора о государственных закупках победителями конкурсов, в том числе вторыми победителями (ст. 43 Закон РК «О государственных закупках»).
Если Вы оказались в ситуации, когда нарушение является формальным, или сам заказчик спровоцировал такое нарушение, или же нарушение в принципе не имело места, перед тем как приступить к описанным выше действиям по недопущению включения Вас или Вашей компании в реестр недобросовестных поставщиков или исключению сведений о Вас или Вашей компании из реестра, рекомендуем провести предварительную подготовку и изучить следующие вопросы:
- Имел ли место факт нарушения с Вашей стороны? Если да, то приняты ли Вами все необходимые меры для его предотвращения?
- Имела ли место недобросовестность с Вашей стороны? Почему Ваши действия не являются недобросовестными? Чем это подтверждается?
- Имеются ли нарушения со стороны заказчика (например, нарушение порядка одностороннего расторжения контракта)?
- Имеются ли процедурные нарушения со стороны антимонопольного органа (несоблюдение сроков для оценки достоверности представленных заказчиком доказательств, несоблюдение сроков внесения информации в реестр)?
- Были ли исследованы антимонопольным органом все обстоятельства дела, дана ли оценка всем доказательствам?
Реестр недобросовестных поставщиков — как не попасть в РНП
Ввиду данного характера РНП Закон о контрактной системе не предусматривает каких-либо оснований для исключения из него сведений; реестровая запись исключается автоматически по истечении двух лет с даты включения данной информации в РНП (ч. 9 ст. 104 Закона о контрактной системе).
Подобных судебных решений в практике применения Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» достаточно много <3>.
При этом в случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие.
Участие субъектов гражданского оборота в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее — закупки) сопряжено с определенными рисками, связанными в первую очередь с необходимостью строгого соблюдения норм специального законодательства, а также с достаточно серьезными последствиями его нарушения.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков (далее – реестр) – это мера ответственности, которая применяется к участникам государственных (муниципальных) закупок.
Причины попадания в Реестр и действия заказчика
Государственное учреждение «У.» (далее – учреждение) провело электронный аукцион на право заключения контракта на выполнение работ по таксации лесов. ООО «В.» было признано победителем.
Нахождение общества в реестре недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с момента наступления у антимонопольного органа обязанности по его включению в указанный реестр нарушает права и законные интересы общества. (Определение Верховного Суда РФ от 30.05.2016 N 310-КГ16-556 по делу N А23-1510/2015.
В реестр попадают не только сведения о компании, но и данные по её участникам, руководителю. Поэтому зарегистрировать организацию в прежнем составе участников и директора для участия в госзакупках не получится. А в некоторых видах закупок, например, в строительстве, недавно созданная фирма не имеет шансов на победу, так как в таких закупках требуется подтверждение опыта работы.
Компания приняла участие в электронного аукционе, выиграла его и заключила с заказчиком контракт на поставку товара. В самом контракте порядок приемки, а также порядок и сроки оформления приемки товара не предусмотрены. Организация поставила товар, представители заказчика его осмотрели, о чем составили соответствующий акт.
Суд отметил, что в деле нет доказательств направления организации уведомления о недостатках товара. В совокупности данные факты — односторонняя приемка товара со стороны заказчика и наличие возражений со стороны поставщика послужили основанием для возникновения сомнений у суда в недобросовестном поведении со стороны поставщика при исполнении контракта. Наличие сомнений в недобросовестном поведении со стороны поставщика стали достаточным поводом для суда, чтобы признать решение антимонопольного органа незаконным и исключить компанию из РНП (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.09.2017 года по делу № А33-24012/2016).
- Антимонопольный орган не смог доказать направленности действий компании по уклонению от исполнения контракта.
Участники электронных аукционов не должны подтверждать факт отсутствия сведений о них в реестре недобросовестных поставщиков.
Когда тендерный специалист вышел с больничного, он обнаружил письмо с проектом контракта у себя на почте, но до истечения срока оставалось всего два дня. Тогда он связался с заказчиком, извинился и попросил отсрочку.
Таким образом, если Вы попали в реестр недобросовестных поставщиков, то необходимо тщательно проверить и оценить основание для включения в реестр на предмет законности. В случае, если поставщик не соответствует вышеуказанным признакам, то ему необходимо обжаловать в судебном порядке решение государственного органа, с требованием признания данного решения незаконным.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта, о поставщике (подрядчике, исполнителе) может быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке (ст. 104 ФЗ № 44-ФЗ и ст.5 ФЗ № 223-ФЗ).
Таким образом, любой госзаказчик может без предъявления специальной декларации или справки проверить потенциальных партнеров на предмет соответствия требованиям закупки.
Если нет официальных писем по срокам изготовления, то скриним всю переписку. Это пригодится на комиссии.
ФЗ-44 не содержит указание на то, что компании, включенной в реестр, запрещено участвовать в государственных закупках. Но заказчики вправе включить в состав требований к поставщику по закупочной документации условие о том, что о нем не должно содержаться сведений в реестре (согласно п. 1.1 ст. 31 ФЗ-44).
Информация исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр. Однако в определенных случаях можно оспорить действия федеральной антимонопольной службы и исключить сведения из реестра недобросовестных поставщиков в судебном порядке в трехмесячный срок.
Кроме того, необходимо обращать внимание на нарушения, допущенные самой федеральной антимонопольной службой при проведении разбирательства (например, его отсутствие, когда это необходимо), поскольку допущенные процессуальные нарушения являются основанием для исключения сведений из реестра.
Вероятность попадания в реестр является достаточно эффективной мерой воздействия и подстегивает участника закупки добросовестно отнестись к торгам.
В ответ на запрос учреждения указанный гарант сообщил, что не выдавало банковской гарантии ООО «В.».
Банковская гарантия (БГ). БГ должна быть готова к моменту подписания контракта, поэтому для полной добросовестности в обязательном порядке оформляется БГ, отправляется по электронной почте заказчику для согласования. Это нужно сделать заранее, после получения протокола торгов, по итогам которого были признаны победителем. Заказчик, естественно, согласовал БГ (кто бы сомневался).
Реестр недобросовестных поставщиков ведется федеральной антимонопольной службой на основании сведений, поступающих от государственных заказчиков. Попадание в такой реестр компании, которая регулярно участвует в государственных закупках, грозит устранением ее с рынка госзаказа и нанесением серьезного урона для ее деловой репутации.
При этом, Антимонопольный орган признал правомерным односторонний отказ учреждения от исполнения контракта и включил сведения о предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков.